Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов.

Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, кот.

Инструкция . «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю.»

Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

§ если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;

§ зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;

§ «кривая» в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева

Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

Набор карточек для опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Тест «Объем кратковременной памяти»

Вариант А. Цифровой материал

Ход опыта. Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.



Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746.

При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру - 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры - штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, достигнутый студентом в любом из предъявленных рядов. Объем кратковременной памяти (ОКП) = мах (максимальному) баллу.

Вариант Б. Словесный материал

Ход опыта. Студентам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Оценка правильности воспроизведения в баллах проводится так же, как в варианте А.

Сделать выводы: объем кратковременной памяти 7±2, но эти показатели могут быть повышены, если «куски информации» более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ»; например, при запоминании словесного материала слова: река, серебро, ребенок, утро - могут быть объединены в единый образ и выступать как один целостный «кусок информации».

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.



Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.

Пиктограмма

Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов.

Пиктограмма (от лат. pictus - нарисованный, греч. grapho - пишу).

Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).

Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.

Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда - широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности).

В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).

В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.

Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию; сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые» реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемых и т.д.

Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер.

Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммы анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых.

Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Анализ

Особенности проведения.

Набор слов

1. Веселый праздник

2. Развитие

3. Тяжелая работа

4. Зимний день

5. Разлука

6. Легкая работа

7. Болезнь

8. Счастье

10. Бедность

Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.

Цель : Определение объема кратковременной зрительной па­мяти. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием, то есть с тем, что для него в данное время важно. И если у этого человека есть дела поважнее, чем механическое, неосмысленное заучивание скучных рядов цифр, то результаты он может показать более чем скромные.

Инструкция : Сейчас вам будет предъявлена таблица с числа­ми. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и по­том записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!

Экспериментальный материал : представляет собой таблицу, состоящую из 12 чисел.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

: По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной па­мяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 еди­ниц материала. Средний уровень: 6 – 7 единиц.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Методика «оперативная память»

Цель : Изучение оперативной памяти.

Если человеку действительно нужно запомнить многое за короткий срок, он, сознательно или бессознательно, так груп­пирует материал, чтобы его было легко разложить по полоч­кам долговременной памяти. И происходит это в так называе­мой оперативной памяти.

Само слово «оперативная» наводит на мысль, что она имеет отношение к некоторым операциям. Оперативная память не­посредственно связана и с кратковременной памятью, из ко­торой она черпает материал, и с долговременной, где хранятся способы его обработки.

Скорость выполнения задания определяется объемом памяти испытуемого. Конечно, если человек одновременно решает еще и какие-то свои задачи (витает в облаках), то какая-то часть этого объема у него занята, что не может не сказаться на результате тестирования.

Инструкция : Сейчас вам будут названы пять чисел. Ваша задача – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать; третье число сложить с четвертым, сумму записать; четвертое сложить с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений – 15 секунд. После этого зачитывается следующий ряд чисел. Будьте вниматель­ны, числа зачитываются только один раз.

Экспериментальный материал : представляет собой 10 числовых рядов.

Числовые ряды

    5, 2, 7, 1, 4

    4, 2, 3, 1,5

    3, 5, 4, 2, 5

    3, 1, 5, 2, 6

    7, 1, 4, 3, 2

    2, 3, 6, 1, 4

    2, 6, 2, 5, 3

    5, 2, 6, 3, 2

    4, 4, 6, 1, 7

    3, 1, 5, 2, 7

Результаты: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обработка результатов и выводы : осуществляется в соответствии с ключом:

КЛЮЧ

а) 7 9 8 5

е) 6 5 4 6

б) 8 9 6 7

ж) 4 6 7 8

в) 8 5 7 5

з) 5 9 7 5

г) 8 8 7 8

и) 7 8 9 5

д) 7 9 7 8

к) 4 6 7 9

Подсчитывается число правильно найденных сумм. Макси­мальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1
Экспериментальная психология памяти

Экспериментальные методы исследования памяти

Экспериментальные методы исследования памяти начали применять в конце XIX в. Основоположник экспериментального изучения памяти немецкий психолог Г. Эббингауз опубликовал первое экспериментальное исследование памяти в 1885г. Эббингаузу, Мюллеру, А. Пильцеккеру и другим авторам принадлежит разработка методов исследования процессов заучивания и сохранения, получивших название классических. К ним относятся: метод измерения объема непосредственной памяти, метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод антиципации, метод удачных (или свободных) ответов, метод тождественных рядов, метод последовательного воспроизведения, метод сбережения.

Классические методы и их элементы широко используются в современных исследованиях памяти наряду с большим числом новых методик.

Существующие методы исследования памяти можно разделить на две большие группы: изучение свойств различных видов памяти и исследование процессов памяти.

I. Методы исследования свойств различных видов памяти

1. Методы определения типов памяти

Хотя типы памяти (зрительный, слуховой, моторный) редко встречаются в чистом виде и, скорее, можно говорить о преобладании одного из этих типов, вопрос о методах определения типов памяти был поставлен еще в 80-е г. XIX в. Вначале исследователи ограничивались опросом испытуемых о преобладающих особенностях их запоминания. Так, Ф. Гальтон обратился к ряду европейских ученых с предложением ответить на его вопросы, поставленные таким образом, чтобы по ответам можно было определить преобладающие особенности запоминания субъектом различных образов.

Г. Мюллер и Ф. Шуман (1893) предложили специальные методы определения типов памяти. Прежде всего они попытались найти объективный критерий, на основании которого можно было бы установить сенсорный характер памяти. Их метод - запоминание и воспроизведение бессмысленных слогов. Склонность субъекта к воспроизведению гласных звуков авторы оценивали как преобладание у него слуховой памяти. Испытуемый зрительного типа памяти дает преимущественное воспроизведение согласных, так как они выделяются и местом (начало и конец слога), и разнообразием начертаний. Далее, испытуемый с преобладающей зрительной памятью не допускает ошибок при воспроизведении согласных, близких по звучанию, но различных по начертаниям.

Наконец, еще один простой способ определения зрительного типа памяти состоит в том, что испытуемому предлагают какое-либо слово произнести в обратном порядке. Субъект с преобладанием зрительной памяти всегда сделает это быстрее субъекта с другим типом памяти, так как первый представит себе это слово написанным или напечатанным.

Преобладание моторного типа памяти можно установить по наблюдениям за поведением испытуемого в процессе запоминания и воспроизведения материала. Если испытуемый шевелит губами при чтении про себя и воспоминании о прочитанном или равномерно покачивает головой и туловищем в ходе опыта, это свидетельствует о преобладании у него моторного типа памяти.

2. Методы исследования непроизвольной памяти

Непроизвольное запоминание является не специальным целенаправленным действием, а побочным результатом деятельности, направленной на решение каких-либо других задач.

Основной методический прием для изучения непроизвольного запоминания состоит в том, что субъекту предлагают выполнить какую-либо деятельность (например, классифицировать объекты, рассмотреть и описать картину, решить примеры или задачи, составить тексты и т.п.), а затем, после паузы, спрашивают, что именно из проделанной работы или полученных впечатлений сохранилось у него в памяти.

Для изучения особенностей непроизвольного напоминания используется ряд конкретных методик. Так, например, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, из которых они должны были выводить определенные орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день, неожиданно для испытуемых, им предлагалось воспроизводить все те пары фраз, которыми они оперировали накануне. Результаты опытов показали, что собственные фразы запоминаются в три раза продуктивнее предлагавшихся экспериментатором.

П.И. Зинченко для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении обеих этих задач предметы и числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда - во втором), они запоминались лучше, нежели тогда, когда служили только фоновыми раздражителями. Однако и в последнем случае запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций.

В исследовании непроизвольного запоминания предметов и чисел, проведенном П.И. Зинченко (1961), были получены следующие результаты:

Таблица 5

Анализ данных, приведенных в табл. 5, свидетельствует, что показатели запоминания предметов и чисел как объектов деятельности увеличиваются с возрастом испытуемых (I и III строки таблицы), а показатели запоминания этих же предметов и чисел как фоновых раздражителей (II и IV строки), наоборот, уменьшаются. Объясняется это тем, что фоновые раздражители чаще отвлекают внимание дошкольников и младших школьников при выполнении задания, чем школьников среднего возраста и взрослых.

3. Методы исследования кратковременной памяти

При исследовании кратковременной памяти возникает ряд задач.

1. Измерение объема кратковременной памяти. 2. Определение длительности сохранения в кратковременной памяти материала, различного по характеру и модальности. 3. Выяснение механизмов забывания в кратковременной памяти: является ли оно результатом слабости следов или результатом тормозящего влияния на удержание следов какой-либо побочной деятельности (ретроактивное торможение). 4. Изучение возможных преобразований информации в кратковременной памяти.

3.1. Измерение объема кратковременной памяти .

Для измерения объема кратковременной памяти могут использоваться различные методы. К их числу относится классический метод, предложенный Джекобсоном, метод частичного воспроизведения Дж. Сперлинга, метод определения отсутствующего элемента Бушке и некоторые другие.

3.1.1. Метод измерения объема кратковременной памяти Джекобса . Объем кратковременной памяти измеряется числом единиц, которое может быть правильно воспроизведено в заданном порядке после одного предъявления. В качестве стимульного материала для измерения объема кратковременной памяти могут быть использованы буквы, цифры, слоги, слова, картины, предметы и т.п. Испытуемому предъявляют (зрительно или на слух) по одному ряду стимулов постепенно нарастающей длины, и устанавливают максимальное количество отдельных членов ряда, при котором испытуемый еще в состоянии безошибочно воспроизвести весь ряд. Обычно применяют ряды из 4-12 стимулов.

Во избежание случайностей испытуемому предъявляют больше одного ряда каждой длины и продолжают опыт после того, как испытуемый впервые допустит ошибку. Объем памяти определяется по следующей формуле:

где A - наибольшая длина ряда, который во всех опытах воспроизведен правильно;

n - число опытов;
m - количество правильно воспроизведенных рядов длиной больших, чем А;
K - интервал между рядами.

3.1.2. Метод определения индекса кратковременной памяти (ИКП), предложенный Л.С. Мучником и В.М. Смирновым (1968), позволяет дифференцированно определять объем кратковременной и оперативной памяти (соответственно КП и ОП), их соотношение и взаимосвязь. Метод представляет собой «двойной тест». Определяется объем кратковременной памяти на числа по классической методике (метод Джекобса). Далее определяется объем оперативной памяти по следующей методике: испытуемому предъявляются случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать только результаты сложения (во всех случаях сумма не превышает 9). Когда экспериментатор заканчивает читать ряд, испытуемый должен в той же последовательности воспроизвести результаты попарного сложения предъявленных чисел. Объем оперативной памяти определяется количеством удержанных результатов сложения, т.е. осуществленной испытуемым деятельности.

Полная характеристика кратковременной памяти - индекс кратковременной памяти дается с учетом полученных величин объема КП и ОП. Эти три величины предлагается связать между собой в виде формулы:

ИКП = (ОП + КП) Ч (ОП / КП)

Индекс кратковременной памяти есть некоторое абстрактное число, дающее суммарную количественную характеристику кратковременной памяти испытуемого. По данным Л.С. Мучника и В.М. Смирнова, у здоровых людей индекс кратковременной памяти колеблется в пределах 6,27-11,29, при этом отношение объема оперативной памяти к объему кратковременной варьирует в пределах 0,60-0,86.

3.1.3. Метод определения отсутствующего элемента Г. Бушке . Этот метод не требует полного воспроизведения всего ряда. Такой ряд, заранее заученный испытуемым, предъявляется ему последовательно зрительно или на слух . Его задача состоит в том, чтобы определить, какой элемент отсутствовал в заранее известном наборе стимулов, предъявленном в случайном порядке.

При решении этой задачи испытуемый должен выполнить соответствующие операции по упорядочиванию и размещению в ряд предъявленных стимулов. Задача памяти в этих условиях состоит в удержании уже размещенных в ряду стимулов-чисел. После предъявления всей последовательности испытуемый должен мысленно пройти по этому ряду, обнаружить незаполненное место и определить, какой стимул должен стоять на этом месте. Таким образом, чтобы сообщить о пропущенном стимуле, он должен сохранять в памяти все остальные предъявленные стимулы.

Пользуясь описываемым методом, Г. Бушке предъявлял испытуемым ряд из 13 двузначных чисел (от 13 до 25). Методика определения отсутствующего элемента упрощает и сокращает ответную реакцию испытуемого, но вместе с тем требует осуществления достаточно сложных преобразований предъявленной информации. Испытуемому нужно назвать лишь одно число. Но если он называет его правильно, то это значит, что некоторое время он сохраняет все предъявленные в случайном порядке числа, упорядочивает их и обнаруживает, какое не было предъявлено. По данным Бушке, испытуемые могут удерживать в памяти 9-11 чисел.

Модификация методики определения отсутствующего элемента была предложена Г.Г. Вучетич (1971). В экспериментах Вучетич стимулы предъявлялись зрительно в одном и том же месте поля зрения при длительности экспозиции 50 мс и различных межстимульных интервалах (МСИ). Результаты исследования показали, что испытуемые успешно определяют отсутствующий элемент даже в таком временном режиме предъявления информации, когда весь предъявляемый стимульный ряд не может пройти через блок повторения из-за слишком коротких МСИ (например, при МСИ=50 мс). Ситуация эксперимента такова, что испытуемые заранее знают все множество стимулов, которые могут быть им предъявлены, т.е. эти стимулы уже переведены из долговременной памяти в промежуточный блок узнавания и находятся в нем в виде потенциальных программ моторных инструкций для блока повторения. Следовательно, формирование таких программ излишне. Задача испытуемого состоит в том, чтобы «зачеркнуть» потенциальные и избыточные программы моторных инструкций. Однако поскольку стимулы предъявляются в случайном порядке, этого нельзя сделать механически по мере их предъявления. Эти программы нужно хранить и проделывать с ними некоторые манипуляции, направленные на упорядочение случайного ряда. На основе интерпретации этих данных, автор вводит в иерархическую систему преобразования входной информации в кратковременной памяти блок-манипулятор оперативными единицами восприятия и памяти.

3.1.4. Метод перекодирования предъявляемой информации Г.Г. Вучетич и В.П. Зинченко (1970). Метод состоит в том, что испытуемым симультанно на короткое время предъявляется ряд двоичных чисел для запоминания и воспроизведения. В опытах участвовали две группы испытуемых: экспериментальная, владеющая навыком перекодирования двоичных чисел в восьмеричные, и контрольная, у которой этот навык отсутствовал. Испытуемым экспериментальной группы давалась инструкция в процессе предъявления ряда перекодировать двоичные числа в восьмеричные, а затем, при воспроизведении, осуществлять обратный перевод в двоичный алфавит. Оказалось, что они могли эффективно использовать свое умение перекодировать при времени экспозиции стимульного ряда, равном 500 мс и более. При времени экспозиции 1000 мс они в 92% случаев правильно воспроизводили 15 из 18 предъявленных чисел. Испытуемые контрольной группы давали лишь 9% правильных воспроизведений.

Сопоставление способов запоминания, которые использовались испытуемыми экспериментальной и контрольной групп, показало, что они различались в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе запоминания вербализация тестового материала и слуховая память. Наихудшие результаты показали те, кто стремился перевести всю предъявленную информацию в слуховую память. Они начинали внутренне проговаривать тестовый материал уже во время его предъявления. Но этого времени и времени хранения зрительного следа было недостаточно для вербализации и перевода в слуховую память всего предъявленного ряда. Поэтому, как правило, эти испытуемые воспроизводили не более 12 чисел. С точки зрения Дж. Сперлинга, перевод исходной информации в слуховую память представляет собой непременное условие воспроизведения. Результаты исследования, полученные у испытуемых экспериментальной группы, позволили авторам высказать предположение о возможности иного способа запоминания, когда исходная информация минует блок слуховой памяти и попадает непосредственно из зрительной памяти в блок смысловой обработки и перекодирования. В этом случае вербализуется и попадает в слуховую память лишь результат, полученный в блоке перекодирования. Испытуемые, владеющие навыком перекодирования, не пользуются вербализацией во время восприятия материала. Исходная зрительная информация не направляется по слуховому каналу, а попадает в блок переработки, и испытуемые вербализируют лишь восьмеричные числа, по которым они затем, при воспроизведении, восстанавливают исходные двоичные числа.

Метод перекодирования позволил показать, что в кратковременной памяти может осуществляться достаточно сложная система операций преобразования предъявленной информации.

3.1.5. Метод частичного воспроизведения Дж . Сперлинга . Использовался для определения объема зрительной кратковременной (иконической) памяти. Дж. Сперлинг обратил внимание на то, что испытуемые, участвующие в тахистоскопических опытах, по их утверждению сразу после предъявления материала помнят больше, чем затем воспроизводят. Во время воспроизведения некоторая часть материала забывается. Для проверки этого утверждения автор разработал методику частичного воспроизведения предъявленной информации, которая помогла ему избежать влияния забывания на воспроизведение . В опытах Сперлинга испытуемым на короткое время, равное 50 мс, предъявлялись буквенно-цифровые матрицы, содержащие две или три строки. Одновременно с экспозицией материала давался звуковой сигнал - команда о том, какая часть (строка) матрицы должна быть воспроизведена испытуемым. Таким образом, объем материала, который подлежал воспроизведению по послестимульной инструкции, не превышал в опытах Сперлинга 4-6 единиц. Результаты экспериментов показали, что на протяжении предъявления испытуемый воспринимает и в течение 250-1000 мс после предъявления помнит почти всю предъявленную информацию. Поскольку время «видения» стимула обычно превышает время экспозиции, Сперлинг назвал этот быстро стирающийся отпечаток зрительной кратковременной памятью, объем которой приблизительно равен объему восприятия.

С помощью метода частичного восприятия автор экспериментально показал, что при предъявлении 12 стимулов испытуемый сохраняет в зрительной кратковременной памяти в среднем 9,1 стимула, в то время как в тех же условиях объем кратковременной памяти, полученный по методу полного воспроизведения, составляет в среднем 4,3 символа. Интерпретируя результаты своего исследования, автор предположил, что при использовании метода полного воспроизведения испытуемый может воспроизвести лишь то, что успевает перекодировать, т.е. перевести из зрительной памяти в слуховую.

3.1.6. Метод подпорогового накопления энергии стимула Н.Ю. Вергилеса и В.П. Зинченко (1969). Авторы предположили, что объем зрительной кратковременной памяти не был полностью раскрыт и в экспериментах Сперлинга. Очевидно, зрительная память имеет резервы, для выявления которых не были найдены адекватные методические приемы. В качестве такого приема авторы использовали метод подпорогового накопления энергии стимула в сочетании с методом частичного воспроизведения.

Стимульным материалом служила трехстрочная цифровая матрица из 36 ячеек. Тестовое изображение находилось на присоске, прикрепленной к глазу испытуемого, т.е. было стабилизировано относительно сетчатки глаза. Матрица предъявлялась ему в условиях медленно нарастающей яркости. Поскольку Адаптация зрительной системы в условиях стабилизации тестового поля протекала быстрее, чем нарастание яркости, на подготовительной фазе опыта испытуемый ничего не видел. Затем одновременно резко сбрасывалось напряжение, поданное на тестовое поле, и включалось нейтральное поле, на фоне которого испытуемый видел отрицательный послеобраз таблицы. Стабилизация изображения относительно сетчатки глаза позволяла преодолеть «двигательные шумы» зрительной системы и благодаря этому в течение более длительного времени (около 1000-2000 мс) хранить всю предъявленную информацию в зрительной кратковременной памяти. тестирование проводилось по методу частичного воспроизведения. Оказалось, что до исчезновения послеобраза испытуемые могут считать 10-12 цифр с любого участка матрицы (в соответствии с послестимульной инструкцией). Эти данные позволили авторам предположить, что объем зрительной кратковременной памяти ограничен возможностями не столько сенсорного звена зрительной системы, сколько звена, в котором осуществляется перекодирование тестового материала в форму, удобную для воспроизведения.

3.2. Методы исследования сохранения материала в кратковременной памяти .

Вопрос о длительности хранения следов в кратковременной памяти решается экспериментальным путем с помощью различных методов: кратковременная задержка воспроизведения - испытуемый должен предварить воспроизведение ряда цифр цифрой «нуль»; отсрочка воспроизведения - изменяется либо скорость предъявления материала, либо скорость его воспроизведения, либо и то и другое и т.п. Предполагается, что длительность хранения следов в кратковременной памяти колеблется в пределах от нескольких секунд до 30 с.

Для исследования сохранения материала в кратковременной памяти Дж. Хинриксом был разработан метод угадывания , состоящий в следующем. Испытуемому в случайном порядке демонстрируют элементы некоторой хорошо известной совокупности: цифры, буквы и т.п. После каждого предъявления одного элемента он должен угадать, какой элемент будет показан следующим. Испытуемому известно, что каждый элемент совокупности будет показан в опыте лишь один раз. Основное правило в ходе эксперимента - не называть стимулов, которые уже были предъявлены. Испытуемый работает в автотемпе: хотя от него требуется быстрый ответ, следующий стимул показывают лишь после того, как он выскажет догадку. Стратегия угадывания не должна нарушать двух требований:

  1. нельзя называть один и тот же стимул подряд до тех пор, пока он не будет предъявлен,
  2. нельзя называть поочередно один из двух выбранных стимулов, пока один из них не будет предъявлен. Испытуемому разрешается называть один и тот же стимул несколько раз подряд, если он чувствует, что тот «должен появиться», не используя однако такой метод в качестве основной стратегии.

Когда кратковременная память испытуемого отказывает, он начинает ошибочно называть элементы, которые фактически уже были предъявлены. Число таких ошибок служит основной количественной характеристикой кратковременной памяти.

В ряде исследований делаются попытки выяснить причины забывания в кратковременной памяти экспериментальным путем. С этой целью изучается тормозящее влияние на результаты воспроизведения какой-либо побочной деятельности, предшествующей запоминанию (проактивное торможение) или промежуточной между запоминанием и воспроизведением (ретроактивное торможение); исследуется явление интерференции - смешения мнемических следов заученного материала и сходного с ним промежуточного между заучиванием и воспроизведением материала; изучается, какая промежуточная деятельность (гетерогенная или гомогенная с основной) оказывает наибольшее тормозящее влияние на результаты основной деятельности. Результаты подобного исследования представлены в табл. 6.

Таблица 6

Зависимость ретроактивного торможения от сходства между первоначальной деятельностью
(заучивание списка прилагательных) и промежуточными задачами
(цит. по Р. Вудвортс, 1950).

Министерство труда и социального развития РФ

Российский государственный социальный университет

Институт социального образования (филиал РГСУ в г.Саратове)

факультет социальной работы

Письменный отчет о работе по курсу

Общий психологический практикум

ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

(на цифровом материале)

выполнила студентка

4 курса по заочной сокращенной программе

Набиуллина Надежда Геннадьевна

руководитель

Журавлева Любовь Викторовна

Вводные замечания.......................................................................................

Цель работы...................................................................................................4

Оснащение опыта..........................................................................................4

Процедура исследования..............................................................................4

Представление, обработка и анализ результатов.......................................6

Выводы...........................................................................................................7

Приложение...................................................................................................8

^ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы - как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением.

Кратковременная память – вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Объем кратковременной памяти - максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без ошибок. Объем кратковременной памяти относительно безразличен к количеству информации и ограничен числом 7 + 2. При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.
^ ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Цель работы – получение результатов измерений объема кратковременной памяти, полученных методом Джекобса на цифровом материале.
ОСНАЩЕНИЕ ОПЫТА

Бланки с наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
^ ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

^ Первый набор

6723845207
Второй набор

^ Третий набор

3844528716
Четвертый набор

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с, по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"
^ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком + отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, отмечаются знаком – .

2. Составить сводную таблицу результатов (см. Приложение) и вычислить каждой длины.

3. Построить график зависимости продуктивности запоминания от количества материала (по проценту правильно воспроизведенных рядов за все опыты).

4. Вычислить объем памяти по формуле:

V = A + m/n + K/2,

Где А – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах; n – число опытов (в данном задании n=4); m – количество правильно воспроизведенных рядов, больших А; К- интервал между рядами (в данном задании К=1).

5. Составить сводную таблицу результатов опытов для группы испытуемых (10 человек) и вычислить средние показатели. Нанести средний график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда на индивидуальный график данного испытуемого.

На основании полученных количественных данных и словесного отчета испытуемых проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе (объем кратковременной памяти и график зависимости продуктивности от длины ряда).
ВЫВОДЫ

Итак, опыт показал, что объем кратковременной памяти в группе обследованных испытуемых колеблется от 6,75 до 8, что не противоречит принятым цифрам 7±2. Из словесных отчетов видно, что показатели объема памяти могут быть повышены, если «куски информации» более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр в единый целостный «кусок-образ». Имеет место зависимость продуктивности запоминания от длины предъявленного испытуемому ряда цифр, с увеличением длины ряда продуктивность запоминания снижается.

ПРИЛОЖЕНИЕ - ПРОТОКОЛЫ

дата: 21.07.04

экспериментатор: Набиуллина Н.

Испытуемый 1.


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96023

89934

64805

89934

6

254106

856086

752138

856086

7

7849243

5201750

0759448

5201570

8

34658385

82755254

52187355

82744525

9

968423657

715841343

123697834

715363134

10

6270745835

1236835697

3844582714

1345363789

словесный отчет испытуемого: я пытался запомнить цифры по аналогии с хорошо известными, например телефонами, датами, но это не всегда так выходило

Наблюдения экспериментатора: испытуемый очень сосредоточенно выполнял задание

^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

-

-

-

-

2

+

+

+

-

-

-

-

3

+

+

-

-

-

-

-

4

+

+

+

+

+

-

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

75

25

25

0

0

Испытуемый 2


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96203

89934

64805

89934

6

254061

856068

725318

856068

7

7812369

5201570

0756478

5201507

8

34682538

82744525

52186355

82744525

9

598736423

713648143

132697863

715843413

10

6723632057

1543836897

3844578296

1524376897

словесный отчет испытуемого: сложное оказалось задание, сначала я запоминала сочетание по смыслу, а потом стала ориентироваться больше на механическое перенесение услышанного на бумагу, стараясь сделать это по возможности побыстрее, пока не забылось, не знаю, как лучше получилось

Наблюдения экспериментатора: испытуемый довольно суетливо после предъявления воспроизводила ряды цифр

^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

-

-

-

-

2

+

+

+

+

+

-

-

3

+

+

+

-

-

-

-

4

+

+

-

-

-

-

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

75

25

25

0

0

Испытуемый 3


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96023

89934

64805

89934

6

254081

856086

725318

856086

7

7842569

5201570

0752439

5201570

8

34682538

82744525

52187355

82744535

9

587976423

715642414

132497823

715843143

10

6789120345

1526836847

3844526718

1524386787

словесный отчет испытуемого: я просто запоминала и все, если были сочетания чисел, похожие на год, например, это отмечала, так легче припоминать

Наблюдения экспериментатора: задания выполнялись спокойно
^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

-

-

-

-

-

2

+

+

+

+

+

-

-

3

+

+

+

-

-

-

-

4

+

+

+

+

-

-

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

75

50

25

0

0

Испытуемый 4.


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96023

89934

64805

89934

6

254061

856086

725318

850686

7

7842389

5303570

0759438

5201590

8

34863538

82544525

52186355

82744525

9

598376423

715643423

132697834

715843423

10

6723456107

1524367589

3844518246

1524835697

словесный отчет испытуемого: задание было неинтересным и хотелось, чтобы поскорее закончилось, не знаю, что сказать

Наблюдения экспериментатора: испытуемый не проявил энтузиазма, но старательно выполнял задания
^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

-

-

-

2

+

+

+

-

-

-

-

3

+

+

+

+

+

-

-

4

+

+

-

+

-

-

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

75

75

25

0

0

Испытуемый 5.


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96023

89934

64805

89934

6

254061

856086

725368

856860

7

7842359

5201570

0759438

5201370

8

34682358

81564525

52186355

82744565

9

978347613

735642363

132679842

715845413

10

6753246027

15234876897

3844538671

1534838697

словесный отчет испытуемого: запоминала то, как говорились цифры, было легче, если комбинация получалась с одинаковыми цифрами или с нулями, не знаю, почему так

Наблюдения экспериментатора: испытуемый сосредоточенно выполнял задание
^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

-

-

-

-

2

+

+

+

+

-

-

-

3

+

+

_

+

+

-

-

4

+

+

-

+

-

-

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

50

75

25

0

0

Испытуемый 6.


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96023

89934

64805

89934

6

250461

856086

725318

856086

7

7842389

5210570

0759438

5201570

8

34687528

82944525

52186355

82744525

9

598764323

715843454

132697843

715843314

10

6781234506

1524867890

3844528176

1524386987

словесный отчет испытуемого: никаких особенностей не могу назвать

Наблюдения экспериментатора: испытуемый работал спокойно
^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

-

-

-

2

+

+

+

-

-

-

-

3

+

+

+

+

+

+

-

4

+

+

+

+

+

-

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

100

75

50

25

0

Испытуемый 7


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96023

89934

64805

89934

6

254061

856086

725318

856086

7

7832698

5201570

0759438

5201570

8

34682538

82744525

32186355

84744535

9

593745623

715823412

132697863

735843423

10

6712345027

1324836867

3844258716

1524834897

словесный отчет испытуемого: да, я запоминаю цифры и их порядок, связывая с готовыми смыслами

Наблюдения экспериментатора: испытуемый спокойно работал, жаловался на продолжительность эксперимента
^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

-

-

-

-

2

+

+

+

-

-

-

-

3

+

+

+

+

+

-

-

4

+

+

+

+

_

-

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

100

50

25

0

0

Испытуемый 8


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96023

89934

64805

89934

6

245601

856086

725318

856086

7

7862349

5201590

0759438

5201570

8

34681235

82744636

52186355

82744525

9

578982346

715843213

132697843

715843413

10

6723543205

1524679837

3844528716

1524836789

словесный отчет испытуемого: не комментировал

Наблюдения экспериментатора: испытуемый сосредоточенно выполнял задания, внимательно
^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

-

-

-

-

-

2

+

+

+

-

-

-

-

3

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

75

50

50

50

25

Испытуемый 9


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96023

89934

64805

89934

6

254601

856086

725318

856086

7

7842389

5210750

0756438

5201570

8

34683258

82744535

52186533

82744525

9

598374623

715843415

132697843

715834413

10

6723540687

1524632687

3844587216

1524836798

словесный отчет испытуемого: сначала я запоминала цифры по порядку и быстренько их записала, но потом мне стало легче придумать для них карандаши, и я представляла ряды карандашей, лежащих на столе

Наблюдения экспериментатора: испытуемый заинтересовано участвовал в эксперименте
^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

-

+

-

2

+

+

+

-

-

-

-

3

+

+

+

-

-

+

-

4

+

+

+

+

+

+

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

100

50

25

75

0

Испытуемый 10


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

5241

7106

1372

7106

5

96023

89934

64085

89934

6

254061

856086

725318

856086

7

7842368

5201570

0759438

5201507

8

34682358

82744525

51286355

87244525

9

567374231

715843421

132967843

715843143

10

6723548017

1524824789

3844537816

1524834867

словесный отчет испытуемого: цифры похожи на номера телефонов, так я пыталась их, сопоставляя, запоминать

Наблюдения экспериментатора: испытуемый проявлял интерес к результатам теста, работал спокойно, вдумчиво, в то же время довольно быстро


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

-

-

-

-

2

+

+

+

+

+

-

-

3

+

+

+

+

-

-

-

4

+

+

+

-

-

-

-

% правильно воспроизведенных рядов

100

100

100

50

25

0

0

^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ ГРУППЫ


Номер п/п

Результаты воспроизведения

4

5

6

7

8

9

10

1

100

100

75

25

25

0

0

2

100

100

75

25

25

0

0

3

100

100

75

50

25

0

0

4

100

100

75

75

25

0

0

5

100

100

50

75

25

0

0

6

100

100

100

75

50

25

0

7

100

100

100

50

25

0

0

8

100

100

75

50

50

50

25

9

100

100

100

50

25

75

0

10

100

100

100

50

25

0

0

средний %

100

100

82,5

52,5

30

15

2,5


^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ


№испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Объем памяти

V = A + m/n + K/2


6,75

6,75

7

7,25

7

8

7,25

8

8

7,25

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Для изучения некоторых особенностей запоминания предлагаются методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.

Задание 7
Исследование объема кратковременной памяти

Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор

5241
96023
254061
7842389
34682538
598374623
6723845207

Второй набор

7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897


Третий набор

1372
64805
725318
0759438
52186355
132697843
3844528716


Четвертый набор


7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897


Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

    ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";

    наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

    количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

    коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:


Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:


Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Задание 8
Исследование опосредованного запоминания

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.

Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.

Опыт №1

Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.

В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования выглядит следующим образом.


Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я кончу читать слова и скажу "Говорите!", назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!"

Слова для запоминания в опыте 1:


По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.

Опыт №2

Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.

В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!"

Слова для запоминания в опыте 2:


По окончании опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.

Обработка результатов

По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносят в сводную таблицу:


Анализ результатов

Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.

Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.

Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.

Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладения мнемотехникой.

Задание 9
Сравнительное исследование непосредственного
и опосредованного запоминания отвлеченных понятий

Цель исследования: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти.

Материал и оборудование: наборы слов, тестовый бланк для пиктограмм размером в стандартный лист, разделенный на 20 клеточек, протокол исследования, бумага, карандаши или ручки для записи и рисования, секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из двух опытов, которые проводятся с одним испытуемым. .

Опыт №1

Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания членов ряда.

Материалом для запоминания служат 20 отвлеченных понятий равного объема. Экспериментатор четко читает в ходе опыта слова-понятия, делая между каждым из них короткую паузу в 10-12 с. По прочтении всех 20 слов пауза длится 5 м., после которой испытуемому в письменном виде предлагается в протоколе записать запомнившиеся слова, по возможности сохраняя их порядок:

Инструкция испытуемому. "Я прочту вам 20 слов. Слушайте меня внимательно и запоминайте их. Когда я скажу "Пишите!", запишите в протоколе те слова, которые Вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".


После опыта записывается в протокол словесный отчет испытуемого о способе, который он использовал для запоминания слов и наблюдения экспериментатора.

Опыт №2

Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия при удержании членов ряда методом пиктограмм.

Второй опыт проводится не раньше, чем через 30 мин после окончания первого. Экспериментальным материалом. так же как и в первом опыте, служат отвлеченные понятия, того же количества и объема.

В этом опыте испытуемому дают тестовый бланк для зарисовок в его клеточках предложенных на запоминание понятий. В этих же клеточках он может потом вспомнившиеся понятия воспроизвести. Читать понятия экспериментатор должен четко, делая паузу между каждым словом для зарисовки не более 10-12 с. По прочтении всех 20 понятий пауза длится 5 мин. Затем, по сигналу: "Пишите!" испытуемый воспроизводит запомнившиеся понятия, а затем дает отчет о том, как он их связывал с рисунками.

Бланк для зарисовок, представляющий собой стандартный лист бумаги, разделенный на 20 пронумерованных в левом верхнем углу клеточек, дают испытуемому перед инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам 20 слов. Это – отвлеченные понятия. Слушайте их внимательно и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке предложенного Вам бланка. Качество рисунков значения не имеет, но писать слова, буквы и цифры в клеточках не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, переверните лист бланка, чтобы не видеть свои рисунки. После паузы, я скажу: "Пишите!". Тогда Вы переверните бланк на лицевую сторону и в каждой клеточке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Все ли Вам понятно? Если да, то приготовьтесь слушать, рисовать и запоминать!"


Обработка результатов

Показателем объема памяти на отвлеченные понятия является количество правильно воспроизведенных в каждом опыте слов. Поскольку ошибочно воспроизведенные слова используются для анализа процесса опосредованного запоминания, то и правильно воспроизведенные слова и показатели ошибочно воспроизведенных заносятся в сводную таблицу:


Анализ результатов

Сопоставляя результаты обоих опытов по количественным и качественным показателям и словесным отчетам нужно установить различия в непосредственном и опосредованном запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средств для запоминания.

В обсуждении результатов желательно проследить xарактер связи запомнившегося с содержанием зарисовок, особенно если воспроизведение было успешным. Использование зарисовок, то есть пиктограмм, для запоминания абстрактного материала возможно при развитом мышлении испытуемого. Можно выделить в этой связи типологию зарисовок. Люди с преобладающим их абстрактным мышлением чаще рисуют в клеточках символы, например, волнистые линии, наборы точек, математические знаки и тому подобное. Те, у кого преобладает образное мышлени предпочитают рисовать нечто конкретное: цветы, деревья, антропоморфизированные объекты и др.

Если в обоих опытах данного исследования приняла участие группа испытуемых, то можно сравнить рисунки испытуемых и выяснить, в каких случаях и какие именно рисунки благоприятствовали запоминанию, а характер каких из них приводил к ошибочным воспроизведениям. В том случае, когда испытуемые участвовали еще и в исследовании 8, появляется основа для обобщений и выводов относительно значения вспомогательных средств, то есть смысловых связей и рисунков для удержания и воспроизведения слов.

Задание 10
Исследование преобладающего типа запоминания

Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка,секундомер.

Процедура опыта

Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.

Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт №1

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.

Слова для запоминания в первом опыте:

машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда "Пишите!"

Опыт №2

Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Инструкция испытуемому: "Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания во втором опыте:

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После чтения десятого слога до сигнала "Пишите!" пауза длится 10 секунд.

Опыт №3

Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать".

Слова для запоминания в третьем опыте:

пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.

Пауза перед сигналом "Пишите!" в третьем опыте выдерживается 10 секунд.

Опыт №4

Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу "Пишите!" на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать".

Слова для запоминания в четвертом опыте.

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Сигнал "Пишите!" дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.

Обработка результатов

Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.


Анализ результатов

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.

Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.

Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.