Ирина Морозова
Консультация для родителей «Как правильно общаться с ребёнком»

Консультация на тему :

Как правильно общаться с ребёнком

Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребенком дома. Что же делать тем, кто вынужден оставлять ребенка без присмотра? Психологи называет 10 правил поведения работающих родителей .

Правило 1 . Не приходите домой голодными.

Если вы голодны, то становитесь раздражительным и нетерпеливым. У некоторых на этом фоне начинаются головные боли. Старайтесь перед приходом домой выпить хотя бы чашку чай или съесть йогурт.

Правило 2 . Не переутомляйтесь.

Чрезмерная физическая и умственная нагрузка плохо влияет на самочувствие. Человек становится раздражительным. Старайтесь в течение рабочего дня делать маленькие перерывы для отдыха. Ребенок вовсе не виноват в том, что вас загрузили на работе, к тому же он просто не поймет, почему, когда вы пришли домой, он вызывал у вас раздражение. Переступая порог дома, оставляйте за дверью все <взрослые> проблемы.

Правило 3 . Правильно расставляйте приоритеты.

Никогда не говорите о работе как о самом важном в вашей жизни. В общении с ребёнком всегда давайте понять, что самое главное - это он и ваша семья.

Правило 4 . Общение с ребенком важнее всего.

Если вы заняты приготовлением ужина или взяли работу на дом, не отталкивайте ребёнка . Уделите ему внимание, расспросите, как его дела, что интересного он сегодня узнал. Ребенок это человек, а ужин и работа могут и подождать.

Правило 5 . Ребенок должен быть помощником и равноправным членом семьи .

Не дискриминируйте ребенка, поручая ему самую неприятную работу по дому. Можно ввести очередность по вопросу мытья полов, посуды. Все вы - члены одной семьи. Не командуйте, а распределяйте обязанности поровну.

Правило 6 . Не самоутверждайтесь за счет ребенка.

Вы взрослый человек, и только по этой причине вы больше знаете и умеете. Вы лучше моете посуду и играете в компьютерные игры. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок в отличие от многих других современных детей вырос уверенным в себе и в своих силах, общаясь с ним , постарайтесь вести себя так, чтобы он чувствовал себя умелым и сообразительным.

Правило 7 . Правильно расставляйте приоритеты.

Работа всего лишь средство, чтобы жизнь семьи сделать более обеспеченной.

Если работа для вас стала смыслом жизни, задумываться о рождении детей не стоит. Дети в таких семьях несчастливы. И торопятся поскорее вырасти, покинуть дом. Это признак нездоровой семьи.

Правило 8 . Умейте слышать и видеть.

Многим родителям кажется , что всё, что делает малыш - рисует, размышляет, сочиняет стихи -, это пока неважно, т. к. несовершенно и незначительно. На самом деле все дела, слова и поступки ребенка точно так же важны, как и ваши. И если вы будете презрительно или насмешливо смотреть на интересы, занятия и дела ребенка никакого доверия между вами не будет. Не оценивайте поступки ребенка, а постарайтесь их понять.

Правило 9 . Советуйтесь с ребенком.

Поверьте, ребенку интересно, чем вы таким занимаетесь на работе. Расскажите ему о ваших мыслях, переживаниях. Спросите у него совета, а еще лучше последуйте ему. Не думайте, что ребенок еще <не дорос> до <взрослых> дел. Это не так. Он может многого не понимать, но очень хорошо чувствует эмоции, и потому вас могут удивить детские советы. Ко всему прочему, советуясь, вы формируете у ребенка способность выражать собственную точку зрения, показываете, что между близкими людьми важны откровенность и доверие.

Правило 10 . Не попрекайте куском хлеба

Избегайте упоминать о материальной зависимости ребенка от вас. Это ранит ребенка и унижает его. У него может сложиться мнение, что он вам в тягость, и вы содержите его из чувства долга, что в корне не верно. Все должно быть по любви. К тому же, в старости, когда вы окажетесь в положении зависимого, вам не придется стыдиться того, что вы говорили когда-то.

Публикации по теме:

«Как общаться с ребёнком». Информация для родителей Родители всегда хотят детям самого лучшего. Например, вырастить их скромными, уберечь от разочарований и подготовить к встрече с хулиганами,.

Информационный лист для родителей «Как правильно общаться с ребёнком» «Как правильно общаться с ребёнком» Правило №1: Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, только если он сам не просит о помощи.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно хвалить ребенка» Известный психотерапевт В. Леви сказал: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» Эти слова, несомненно, для некоторых.

Консультация для родителей «Как правильно одевать ребенка зимой?» Как правильно одевать ребенка зимой? Любая мама знает простую истину – чтобы ребенок был здоровым, нужно чтобы он чаще бывал на свежем воздухе.

Консультация для родителей «Как научить ребенка умению общаться» Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, помогите ребенку усвоить следующие.

Консультация для родителей «Как облегчить расставание с ребёнком, приводя его в детский сад» Консультация для родителей. Как облегчить расставание с ребёнком приводя его в детский сад. Расставание с мамой – это самое тяжёлое для.

Консультация для родителей: «Как общаться с ребенком»

Подготовила воспитатель Сидоренко Л.А.

Отзыв: Книга "Общаться с ребенком. Как?" - Ю. Б. Гиппенрейтер - Интересная интерпретация детского мышления для взрослых.

Недавно на курсах повышения квалификации на лекции « Психологическая грамотность педагога» зашла очень интересная и животрепещущая тема - как общаться со своими детьми?! Оказалось, что проблемы одинаковы практически во всех семьях. Дети, пытаясь доказать свое достоинство, выразить свою личность перестают слушать своих родителей.Психолог посоветовала прочитать книгу Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", и сказала при этом, что мы сами все поймем.

В общем, я не раздумывая ни минуты, сходила в книжный магазин и купила эту книгу. Книга небольшая, в мягкой обложке и на бестселлер далеко не похожа. Начала читать - понравилась.

Оказалось, что Юлия Борисовна (автор этой книги) - современный российский психолог, которая занимается непосредственно проблемами общения старшего поколения и нашими подростками. Книга написана очень доступным языком, читается легко, быстро, а самое главное с удовольствием.

Мы, родители в частности, постоянно оберегаем своих детей, начиная с момента рождения и на протяжении всей их жизни. Теперь, прочитав эту книгу, я поняла, что это действительно так. У нас в общении с детьми одни запреты. Не делай того, это не красиво, туда не лезь, потом скажешь и всегда одно и то же - быстрей, чего копаешься, быстрей, быстрей, быстрей! Получается, что мы, сами родители, не даем своему ребенку полноценно расти и развиваться.

Так вот, в своей книге автор пишет именно про запреты и о том, как правильно отказать ребенку, без слез, без обид, без истерик. В итоге получается, что ребенок - это наше отражение, не смотря на то, что мы его "правильно" воспитываем. Ребенок без нашего ведома не может шагу ступить... В итоге, автор советует присмотреться к своему ребенку как к личности, а не как к игрушке, над которой мы трясемся.

В этой книге рассказано, как строить межличностные отношения со своим ребенком, избегая при этом недомолвок, непонимания и обид.
Когда в семье царит понимание - что может быть лучше!

Как важно, чтобы мы не только думали о себе, а понимали, что рядом ребенок - личность. Как важно помнить какими были мы детьми, и даже если их проблемы кажутся нам сущим пустяком и глупостью, по сравнению с нашими проблемами, то нужно постараться понять ребенка, вспомнить что и мы были ребенком и эти проблемы для нас были самыми самыми важными.
Поэтому я советую почитать в этой книге и почерпнуть для себя то, что возможно мы не очень то понимаем.

Книга написана очень доступно, просто и понятно. Она помогает мне не только понять детей, стать на их место. А так же помогает не позволить ребенку "залезть на голову и свесить ноги".
Ведь тут всегда важна золотая середина. Чтобы и ребенок не был ущемлен, и, чтобы он не стал пупом земли, вокруг которого крутится весь мир.
В общем, книга мне нравится. Частенько обращаюсь к ней. Я бы даже сказала, что она стала настольной для меня и моего мужа.
В книге наведено много интересных примеров и случаев из жизни. Так же я нашла много ответов на вопросы, которые были у меня. Например, почему ребенок устраивает истерику и как нам, взрослым, реагировать на такие истерики?! Так же, в книге есть иллюстрации, помогающие еще лучше воспринять информацию.
Любите своих детей, слушайте и услышьте их.

Фактически вы должны почувствовать себя ребёнком, вспомнить, как это было и что вы чувствовали в каких-то ситуациях. Когда человек "примеряет" чужую шкуру, то и взгляд на ситуацию становится другим и часто становиться понятно, как же действовать в сложившемся конфликте.

Книга - практически диалог, потому что после теории вы можете попрактиковаться в выдуманных ситуациях в заданиях и поразмышлять. А также после каждой темы есть ответы на стандартные вопросы, которые автор взяла из своего опыта.

Книга "Общаться с ребенком. Как?" поразила, в хорошем смысле. Это самая лучшая, самая полезная книга о общении с детьми. Книга- не просто голословное мнение автора, его точка зрения, но и масса примеров, диалогов, разборов ситуации, при чем не мифических, а тех, с которыми ежедневно сталкивается каждый родитель.
Автор рассказывает о методе активного слушания ребенка, о том к чему пр иводят голословные приказы и постоянные запреты. Но в тоже время Гиппенрейтер против вседозволенности и говорит, что запреты должны быть, рассказывает нам как вести себя в таких ситуациях. Необходимо больше разговаривать со своим ребенком, давая понять, что ваш запрет в конкретном случае связан не с вашей прихотью, и то, что Вы тоже испытывайте беспокойство, страх, обиду. Родителям тоже не нужно прятать все чувства в себе.
На первый взгляд, общение по методу активного слушания может показаться странным, неестественным. Но главное, что ребенок должен знать, что Вы слушаете и не безраличны к его проблемам.

Прочитав книгу, могу сказать, что она будет полезна не только родителям, а практически всем, поможет наладить отношения в семье между супругами, например, часто ссоры происходят из-за непонимания друг друга, нежелания слышать и слушать, неплохо пригодится и здесь метод активного слушания. Книга иногда напоминала учебник, настолько много практического материала, но читалась легко и с большим интересом. Ю. Б. Гиппенрейтер не только профессионал с большим опытом работы, но и с большим личным опытом как мама, бабушка, прабабушка.

Единственный маленький минус - подкачало издание, а точнее переиздание книги. Печать плохого качества, часто не пропечатанные слова, даже смазанные. Правда, данный вариант был самым дешевым. Поэтому если важно качество печати книги, лучше выбрать издание подороже. Но такую книгу хочется иметь именно в бумажном варианте, чтобы можно было в любой момент вернуться к ней, полистать, вспомнить.

К сожалению, о взаимоотношениях со своими детьми многие люди начинают задумываться только при достижении преклонного возраста. В этот период уже не хочется проводить время на бурных вечеринках, а у друзей находится множество собственных проблем. Это время, когда о себе напоминает здоровье и требуется помощь на даче. Люди начинают понимать, что защитить, утешить и поддержать их могут только собственные дети. Однако здесь же возникает и недоумение. Общение со взрослыми детьми не складывается. Они не всегда торопятся вкладываться душевно.

Часто дети предпочитают дать некоторую сумму денег, считая, что выполнили свой сыновний или дочерний долг. Картина, разумеется, довольно печальная. Что же делать, чтобы избежать подобного зрелища? Для этого необходимо знать правила общения с детьми. Это поможет избежать совершения многих ошибок.

Важные жизненные моменты

Успешность любого человека в работе, в жизни и в семье во многом зависит от его умения строить отношения. Другими словами, от того его мастерства общения. Во взаимоотношениях со своими детьми нужна не только подача и восприятие сухой информации. Общение с ребенком заключается в обмене эмоциями и мыслями. Задействованы должны быть и планы на будущее. Именно поэтому, рассуждая о том, как правильно общаться с детьми, стоит понять о необходимости не просто слушать, но и слышать свое чадо. Какие самые важные и трудные моменты в жизни ребенка, когда ему особенно нужен контакт с родителями? Это когда он начинает ходить, его приучают к горшку, ребенок идет в школу, начинается период полового созревания, происходит переход в среднюю школу.

Построение общения с ребенком

Самый первый контакт с малышом происходит сразу после его рождения. Своей улыбкой ребенок подает сигналы маме о том, что он уже готов слушать произносимые ею слова. Как общаться с детьми в этот период? Родители должны очень внимательно наблюдать за своим чадом. Только в таком случае общение получит свое дальнейшее развитие.

Став чуть постарше, малыш начинает издавать разнообразные звуки. Потом в его лексиконе появляются слова. Они окрашиваются порой радостными, а порой и грустными эмоциями. Таким образом, ребенок пытается найти решение собственных проблем. Как общаться с маленькими детьми? Нужно слышать своего малыша и стараться его понять. От этого и будет зависеть успешность общения. Такие контакты играют немаловажную роль в жизни каждого человека. Ведь со временем ребенок будет строить общение с людьми, которые не входят в его окружение. Это он будет делать, исходя из семейного образца и уже приобретенного опыта.

Внутренний мир маленького ребенка является для его родителей непрочитанной книгой, которая постепенно раскрывает свою суть. Каждый малыш индивидуален по-своему. Именно поэтому правильный подход к нему бывает очень сложно найти. Но важно, чтобы малыш не замкнулся в своем мире.

Роль родителей

Стоит помнить о том, что папа и мама - это самые близкие люди для ребенка, давшие ему жизнь. Они несут огромную ответственность не только за здоровье малыша. На них возлагается задача его морального воспитания.

Как правильно общаться с детьми? Ни в коем случае их нельзя унижать или подавлять. Из своего словарного запаса следует убрать фразу «Ты еще мал» и другие, аналогичные этой. Негативное воздействие тут же уловит еще не окрепший в моральном плане ребенок. Он будет считать это нормой поведения. Малышу надо давать больше свободы, одновременно ненавязчиво направлять его энергию в правильное русло. Только в таком случае можно будет получить действенную отдачу.

Как общаться с детьми родителям? Никогда не стоит пытаться сорвать на ребенке свою злость. Даже в том случае, если сильно нервничаете. Вернуть нормальное расположение духа поможет сеанс расслабляющего массажа и другие процедуры. Только после восстановления равновесия общение в спокойной обстановке можно будет продолжать. Бывает, что одним только позитивом добиться желаемого результата невозможно. В таком случае следует изменить тактику. Один из вариантов, при котором проходит общение, - игры. Например, ребенку может быть предложено небольшое соревнование. Победителем в нем становится тот, кто хорошо себя ведет. И помните, что не стоит требовать от малыша уважать старших, в то время как в семье негативно относятся к старикам.

Задача родителей

Именно семья на протяжении тысячелетий являлась тот основной сферой, которая оказывала педагогическое влияние на детей. Если родители находят время на то, чтобы пообщаться со своим любимым чадом, если они готовы поговорить по душам, а также помочь словом и делом своему ребенку, то у маленького человека происходит формирование позитивной самооценки и уверенности в собственных силах. Если внимания со стороны семьи недостаточно, то дети чувствуют себя ненужными. Это оказывает отрицательное влияние на всю их дальнейшую жизнь. Им сложно будет построить доверительные отношения с коллегами по работе, с друзьями, а также с будущим партнером.

К сожалению, многие родители убеждены в том, что проблемы психологического плана их ребенка не затронут. Такие папы и мамы не хотят вмешиваться в жизнь своего чада и не стремятся вникать в его проблемы. Это позиция является в корне неверной, ведь дело касается психологического состояния ребенка. Отношения с маленьким человеком необходимо выстроить так, чтобы у него возникало желание делиться с родителями не только чем-то хорошим, но и тем, что его тревожит.

Часто бывает, что малыш что-нибудь сотворит. В такой ситуации как правильно общаться с детьми? Не повышайте на свое чадо голос. Крик приведет к тому, что ребенок начнет замыкаться в себе и перестанет делиться своими проблемами с родителями. Он попросту будет бояться того, что его опять отругают.

Построение взаимного доверия

Бывает, что в жизни ребенка возникают какие-либо проблемы, и решить он их в одиночку не может никак. Родители должны заметить это по поведению своего чада. Оно резко меняется. Ребенок начинает замыкаться в себе, нервничать, он стремится реже попадаться на глаза родителям. Особенно плохо, если самым сокровенным малыш делится со своими товарищами и друзьями. Это говорит о том, что родители, как он считает, не способны ему помочь. В данном случае ситуацию следует срочно менять. Помните, что взаимного доверия можно добиться только в том случае, если одинаково поступают обе стороны.

Выбор психолога

К сожалению, бывает так, что время уже упущено, и родители не в состоянии сами помочь своему чаду. В таком случае необходимо обратиться за помощью к специалисту. Эти действия станут пускай и запоздалым, но все же шагом навстречу своему сыну или дочке.

Консультация психолога способна оказать помощь и родителям, и их детям. Однако к выбору специалиста следует подойти со всей ответственностью. Дело в том, что многие именуют себя психологами, но не все таковыми являются. Разумеется, неплохо, если такой помощник выбран по рекомендациям. Однако не всегда это возможно. В таком случае, посетив выбранного вами специалиста, стоит обратить внимание на задаваемые им вопросы. Если консультация психолога начинается со слов «Возможно, ваш ребенок индиго» или «Кто он по гороскопу?», то лучше отказаться от его помощи. Настоящему специалисту не потребуется информация о том, под каким знаком зодиака родилось ваше чадо.

Основные правила воспитания

Как общаться с детьми, чтобы в семье постоянно царило доверие? Как избежать возникновения психологических проблем, когда ребенок подрастет? Для этого следует учитывать определенные правила общения, которые описаны ниже.

Уважение к эмоциям

Нередко какое-либо событие кажется для взрослого человека сущей ерундой и мелочью, на которую не стоит обращать внимание. Для ребенка же оно - настоящее крушение мира. К эмоциям своего чада следует всегда относиться с должным уважением. Ему надо давать понять, что родители всегда поддерживают его и помогут советом, если это понадобится. Не стоит отмахиваться от тех проблем, которые появились в жизни ребенка. В противном случае можно навсегда утратить его доверие.

Интерес к мнению детей

В раннем возрасте родители должны советоваться с ребенком о том, каким образом лучше всего оборудовать для него комнату. Когда ваше чадо подрастет, стоит поинтересоваться его мнением об отдыхе. Дети подросткового возраста вполне способны подсказать родителям перечень семейных затрат. По мере возможности следует прислушаться к их советам. В таком случае у детей разовьется чувство самооценки и ответственности, ведь они начнут чувствовать свою значимость.

Проведение досуга

Конечно, в подростковом возрасте ребенок стремится проводить больше времени со своими сверстниками. Однако родительское общение с детьми этого возраста является немаловажным фактором в семейном воспитании. Если каждый из близких людей начинает жить в своем мире, то это тревожный симптом, указывающий на тот факт, что доверие начинает исчезать.

Одобрение хороших дел

Не стоит опасаться лишний раз похвалить ребенка, переживая, что он вырастет эгоистом. Человеческий мозг старается получить удовольствие и избежать боли. Что происходит в тот момент, когда вы хвалите своего ребенка? Он получает удовольствие. Наверняка маленький человек захочет испытать это чувство еще не один раз. В таком случае он будет стремиться сделать что-нибудь хорошее и добиться похвалы. Постепенно добрые дела войдут у вашего чада в привычку.

А если малыш совершил неприглядный поступок? Порядок общения с ребенком в таком случае следующий: родители ни в коем случае не должны унижать личность. Напротив, ребенку должен быть задан вопрос такого плана: «Как же мог совершить нехороший поступок такой хороший человек?».

Занятия спортом

Физические занятия в жизни ребенка должны иметь место обязательно. Благодаря спорту человек приобретает такие качества, как управление эмоциями, способность к достижению целей и ответственность. Если в раннем детстве вы не отдали ребенка в какую-нибудь секцию по физической подготовке, то это не поздно будет сделать и в подростковом возрасте.

Определение будущей профессии

Специалистом какой сферы деятельности желает стать ваш сын или дочь, надо интересоваться не в выпускном классе, а значительно раньше. В этом выборе помимо способности ребенка должны быть учтены и качества его личности. Например, если ваше чадо чересчур эмоционально, но в то же время желает попробовать себя на поприще финансиста, то стоит отправить его на тренинг, где обучают стрессоустойчивости.

Обогащение окружающего мира

Каков же должен быть порядок общения с ребенком? Образец или шаблон во взаимоотношениях между близкими людьми использовать невозможно. Все это очень индивидуально и зависит от способностей и талантов вашего чада. Одной из основных задач родителей при формировании развитой личности сына или дочки является обогащение его окружающего мира. В этом случае потребуется следить за увлечениями ребенка. Например, если ваше чадо захотело стать востоковедом, то стоит отвести его в музей Востока.

Если ребенок интересуется химией, то не стоит жалеть денег на приобретение соответствующей литературы. Только в таком случае маленький человек определится со своими склонностями и интересами, а, следовательно, подготовится к выбору будущей профессии. И помните, что не должно быть никаких оскорблений и рукоприкладства, которые унижают личность. Это аксиома правильного воспитания. Если в детстве человек пережил унижение, то он его не простит уже никогда.

Искренняя любовь

Какое правило в общении родителям следует соблюдать беспрекословно? Папы и мамы должны любить своих детей. И вовсе не за то, что они красавцы или хорошо учатся. Ребенок может быть нескладным и неуклюжим двоечником. Любить его нужно всегда!

Основным условием для достижения максимального эффекта при применении правил общения с детьми является их комплексное и постоянное выполнение. Только в таком случае, когда ваши чада станут взрослыми, они будут поддерживать с вами хорошие отношения.

“Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно –
это человеческое общение”
Антуан-де-Сент-Экзюпери.

Цель : Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком.

Задачи:

  • Развитие вербальных средств общения.
  • Оптимизация самооценки родителей и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.
  • Активизация комплекса актёрских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.

Участники : воспитатели, родители, психолог.

Подготовительная работа:

  1. Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.
  2. Приглашение психолога на родительское собрание.
  3. Составление памятки для родителей по теме собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;
  • тест-игра “Как вы общаетесь с детьми?”;
  • памятки для родителей “Учим детей общению”;

План:

  1. Организационный момент
  2. Вводная часть
  3. Основная часть
  4. Сообщение психолога
  5. Практическая часть
  6. Работа в микрогруппах
  7. Рефлексия
  8. Вывод
  9. Тест-игра
  10. Подведение итогов по тест-игре
  11. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций
  12. Заключительная часть

Ход собрания

1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители. Вы видите, что у нас сегодня необычная обстановка, все стулья распределены на 3 части. Сегодня мы с Вами будем не только общаться, но и играть.

Примечание : Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в группе, которые распределены по 3 подгруппам.

2. Вводная часть

И прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам сказать друг другу “Здравствуйте”, но не обычным для нас способом, а с помощью игры.

Я предлагаю сыграть в игру “Здравствуйте”.

Правила игры таковы: Нужно успеть за 1 минуту, поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Давайте мы будем приветствовать друг друга рукопожатием.

Примечание : в конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

3. Основная часть

Сообщение психолога

В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом - тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений? Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);

2) умение организовать общение (“Я умею!”);

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).

Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.

Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.

4. Практическая часть

Работа в микрогруппах

Вот и сегодня, мы не будем много говорить, а научимся общаться в игре, в небольших группах.

Примечание : Каждая микрогруппа получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей.

В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями.

1 микрогруппа: игра “Ролевая гимнастика”

Предложить выполнить задание. Например:

1) рассказать известное стихотворение следующим образом:

– шепотом;

– с пулеметной скоростью;

– как робот;

– как иностранец;

2) походить:

– как младенец;

– как глубокий старец;

– как лев;

– как слон;

3) улыбнуться:

– как кот на солнышке;

– как само солнышко;

4) посидеть:

– как пчела на цветке;

– как наездник на лошади;

– как Карабас-Барабас;

5) попрыгать:

– как кузнечик;

– как козлик;

– как кенгуру;

6) нахмуриться:

– как осенняя тучка;

– как рассерженная мама;

– как разъяренный лев.

Примечание : Игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.

2 микрогруппа: игра “Гроза”

Каждый родитель перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами “Надвигается гроза!” родители собираются в центре комнаты. А после команды: “Сверкнула молния!” хором кричат: “Ба-бах!”.

Примечание : Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик

3 микрогруппа: игра “Волшебник”

Взрослый, до которого ведущий дотронется “волшебной палочкой”, превращается в сказочного героя. Родитель изображает его средствами пантомимы. А остальные родители отгадывают, что это за герой, из какой он сказки.

Примечание : Участие в этой игре помогает преодолеть чувство робости, скованности.

Рефлексия.

Как Вы чувствовали себя в роли ведущего?

А в роли исполнителя?

Трудно устанавливать контакт с малознакомыми людьми?

Когда Вы чувствовали себя комфортнее, когда были в группе или когда Вам необходимо было выполнить задание одному?

Вывод : Групповой метод работы – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет моделировать различные ситуации, связанные с контактами с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, и тем самым позволяет получить позитивный опыт и скорректировать самооценку.

Поэтому, нашим детям необходимо групповое общение, для формирования в себе уверенности, умения находить приемлемые формы общения. И, как Вы сами убедились, лучше это делать в игре.

5. Тест-игра

А теперь я предлагаю Вам провести тест-игру “Как Вы общаетесь с детьми”.

На слайде представлены фразы. Я предлагаю Вам выбрать те из них, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми.

Записывайте номера фраз, чтобы затем подсчитать сумму баллов.

1. “Сколько раз тебе повторять!”

2. “Посоветуй мне, пожалуйста…”

3. “Не знаю, что бы я без тебя делала!..”

4. “И в кого ты такой уродился?”

5. “Какие у тебя замечательные друзья!”

6. “Ну, на кого ты похожа!..”

7. “Вот я в твое время…”

8. “Ты моя опора и помощница(к)”

9. “Ну, что за друзья у тебя!”

10. “О чем ты только думаешь?!”

11. “Какая ты у меня умница!”

12. “А как ты считаешь, сынок (доченька)?”

13. “У всех дети как дети. А ты?!”

14. “Какой ты у меня сообразительный(ая)!”

Примечание : После сделанного выбора называется балл оценки данных фраз:

1) 2 балла;

6) 2 балла;

7) 2 балла;

9) 2 балла;

10) 2 балла;

13) 2 балла;

6. Подведение итогов по тесту-игре

  • 7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
  • 9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
  • 11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
  • 13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.

7. Итоги практической работы

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.

Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми.

Примечание : Родители предлагают правила общения и поведения с застенчивыми детьми, обсуждают и анализируют их.

Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций

1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.

2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с “чужими” взрослыми. Например, в ситуации “вынужденного” общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др.

5. Важно найти для ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.

8. Заключительная часть

Несмотря на то, что из застенчивости можно “вырасти”, все же не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Поэтому давайте возьмемся за эту работу уже сегодня. Успехов вам!

Консультации для родителей

Выполнила: воспитатель

МДОАУ «Детский сад №3 «Тополек»

Берденова Н.С.

Ясный 2013 г

Консультации для родителей

«Как правильно общаться с ребенком»

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Основными методами воспитания ребенка остались крики, возмущения, угрозы, приказы, наказания; часто родители пользуются негативными установками, не думая о последствиях. Однако современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважение, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста. Существует проблема гражданской и коммуникативной компетентности общества. В связи с этой проблемой предлагаем вниманию пять методов, позволяющих избежать насилия по отношению к своим детям.

Эти методы нужно применять в данной последовательности.

1. Вместо приказа – просьба. Откажитесь от риторических вопросов к ребенку типа: «Почему в комнате беспорядок? Почему ты все еще сидишь перед телевизором? » а просто попросите: «Убери игрушки на место, пожалуйста».

2. Вместо возмущения – активное слушание. Если ребенок не выполняет вашу просьбу и плохо себя ведет, значит, на глубинном уровне не удовлетворяются его основные потребности. Активное слушание должно быть направлено на выявление этой самой неудовлетворенной потребности, но не путем расспросов, а очень непривычным для нас способом. Нужно ваши догадки произносить в утвердительной норме, при этом обозначив чувства ребенка. Например, ребенок не выполняет просьбу матери убрать разбросанные игрушки. Мама говорит без всяких вопросительных интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно» Вы не поверите, но эти простые слова могут иметь магическое действие – ребенок тут же займется уборкой. Почему? Просто мама заметила, что ему не хочется этого делать, проявила участие.

Попробуйте! Испытав действие этого приема хотя бы раз, вы пожалеете, что не знали о нем раньше.

3. Вместо наказания и угрозы – поощрение. Нет более сильного мотива. Чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и желание получать награду. Поощрения могут быть такими: мы сходим с тобой в кофе – мороженное, музей, на экскурсию, в кино, на прогулку, устроим чаепитие, пригласим твоего друга в гости, поиграем с тобой, порисуем и тому подобное.

4. Приказ, как утверждение родительской власти, необходим, если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. После того как вы применили командный голос, нужно твердо стоять на своем. Эмоции, объяснения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабляют вашу позицию. Повторяйте ваш приказ до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Если все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием.

5. Вместо наказания и угрозы – время для «остывания». Можно отправить ребенка в свою комнату, чтобы он выпустил пар. Время тайм – аута зависит от возраста: по одной минуте на каждый год, прожитым ребенком. Этот метод хорошо использовать с ребенком до 10 лет. Нужно помнить, что тайм – ауты не работают, если ребенок с удовольствием уходит в свою комнату. В таком случае для обдумывания своего поступка надо выделить другое помещение. По завершении тайм – аута снова повторите свою просьбу. Старайтесь не критиковать своего ребенка. Критика настраивает детей против взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативными замечаниями, вы лишаете его возможности стать лучше. Применяя новые методы, мы сможем без наказания и угроз держать ситуацию под контролем, поможем ребенку стать успешным человеком, способным завоевать этот мир, найти свое место в нем.

Но так, же помните, очень опасно стараться быть идеальным родителем. Попытка научить ребенка «всему и быстро» лишь пробудит защитную реакцию его личности.

Ребенок приходит в мир со своей собственной программой, и ваши воспитательные усилия могут либо помочь ему проявить все, что заложено «свыше». Либо пустить блуждать по окольным тропам без ярких впечатлений и радости победы.

Ребенок, выросший в благоприятных условиях, сосредоточен на себе и не пытается контролировать свои поступки: он уверен, что родители рядом и в случае необходимости подстрахуют его.

Уверенность в собственной безопасности позволяет ребенку сотрудничать. Беседовать, учиться, устанавливать стабильные отношения любви и привязанности с окружающими. Он легко взаимодействует, набирая информацию, то есть легко и быстро развивается. Он пребывает в блаженном неведении об опасностях окружающего мира и поэтому легко идет вперед, обучается, дерзает и наслаждается жизнью.

Дайте ребенку возможность самому выбирать направление приложения усилий.

Не позволяйте ему лентяйничать!

И позвольте совершать ошибки.

Если вам не удастся преодолеть себя, то ребенок останется неумехой или вырастет человеком с подавленной инициативой – конформистом.

Ребенок, смотрящий на мир лишь с позиции собственной выгоды, лишается тем самым возможности развития собственной личности. Он воспринимает окружающую среду как нечто инородное и враждебное, а отнюдь не как питательную, почву, способствующую его росту.

Вы уже поняли формулу успешного воспитания?

Опыт, доставшийся путем больших усилий, хранится с особой заботой.

Когда собственного опыта ребенку не хватает (а его, как правило, и не может хватать, то выводы делаются с использованием информации, почерпнутой из сказок, фильмов, замечаний товарищей. И если вам, родителям, везет, то с учетом и ваших объяснений.

Вот тут – то вы и можете вмешаться.

Хорошо приучить ребенка к твердым родительским формулировкам, которые хоть и выглядят немного примитивно для взрослого ума, но очень помогают ребенку контролировать себя в условиях понятного ему образа жизни.

Умение терпеть – одна из добродетелей взрослого человека.

Возьмите на заметку.

Как часто вы говорите детям:

Я сейчас занят (а…

Посмотри, что ты натворил!

Как всегда не правильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведешь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во все лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень много можешь!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы ни случилось, наш дом – наша крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

Поэтому без понимания потребностей ребенка, родители не в состоянии дать то, что ему необходимо.

Если ваша любовь к ребенку безусловна, то есть не зависит от его оценок и поведения, мнения соседей, напряженности вашего графика и прочих мелочей, вы легко дадите детям то, в чем они больше всего нуждаются. А это всего три простые вещи:

Уважение

Доверие

Безопасность.