Сегодня все чаще родители задумываются о рождении второго, третьего ребенка. Какие же льготы положены большой семье?

Права и гарантии

В настоящее время многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, освобождаются от налога на недвижимость и земельного налога (Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (далее – ОЧНК), статьи 186, 194). Ставки единого налога снижаются для плательщиков-родителей (усыновителей) в многодетных семьях на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право (ОЧНК, статья 297).

Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 52,00 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц (статья 164 ОЧНК).

Льготы в сфере образования

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями (Кодекс Республики Беларусь об образовании, статья 39).

Плата родителей за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, снижается на 50 процентов для семей, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования»).

Фото носит иллюстративный характер.

Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются учащиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты за два последних квартала), из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования»).

Руководители государственных учреждений образования вправе предоставлять в период получения высшего, среднего специального образования скидки со сформированной стоимости обучения в порядке и размерах, определенных Правительством Республики Беларусь, студентам и учащимся из семей, в которых воспитывается трое и более несовершеннолетних детей (Указ Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 126 «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе»).

Гарантии в трудовом законодательстве

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 № 34 «О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней»).

Женщины, родившие пятеро и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет (часть первая статьи 19 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

Женщины, родившие пятеро и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми), имеют право на пенсию независимо от возраста (часть вторая статьи 19 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

О расторжении трудового договора

В соответствии со статьей 268 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7–9 статьи 42 и статьей 47 ТК. Не допускается также расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до восемнадцати лет), кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7–9 статьи 42 и статьей 47 ТК. При этом в законодательстве нет запрета на прекращение трудового договора по иным основаниям.

Согласно пункту 6 части первой статьи 16, а также статье 268 ТК запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет). Другие причины могут быть основанием для отказа в приеме на работу на общих основаниях (отсутствие соответствующего образования, необходимого стажа работы, опыта работы по специальности и др.).

При отказе в заключении трудового договора указанным категориям женщин наниматель обязан сообщить мотивы в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суде.

Государственные награды многодетным семьям

Женщины, родившие и воспитавшие пятеро и более детей, награждаются орденом Матери (Закон Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» от 18 мая 2004 года № 288-3).

Жилье

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ № 13):

1.1. малообеспеченные граждане Республики Беларусь из числа многодетных семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (подпункт 1.1 пункта 1 Указа № 13);

1.2. многодетные семьи имеют внеочередное право на получение льготных кредитов (подпункт 1.2 пункта 1 Указа № 13);

1.3. максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, для многодетных семей не должен превышать 40 лет. Проценты за пользование льготными кредитами в течение срока их погашения для многодетных семей устанавливается в размере 1 процент годовых (подпункт 1.4 пункта 1 Указа № 13);

1.4. многодетным семьям нормативы общей стоимости строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются в размере 20 кв. метров на одного члена семьи, а для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома,– 30 кв. метров (подпункт 1.5 пункта 1 Указа № 13);

1.5. максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения и не должен превышать для многодетных семей 100 процентов (подпункт 1.4 пункта 1 Указа № 13);

1.6. льготные кредиты на приобретение жилых помещений предоставляются для многодетных семей в размере, не превышающем 100 процентов максимального размера кредита, выделяемого на строительство (реконструкцию) жилья и величины оценочной стоимости приобретаемого жилого помещения, определяемой в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (подпункт 1.8 пункта 1 Указа № 13).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве жилых помещений»:

1.4. право на получение субсидии на погашение основного долга совместно с получением субсидии на уплату части процентов предоставляется:

многодетным семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей;

1.7. Многодетные семьи, которые реализовали свое право на получение субсидии на уплату части процентов (субсидий) либо на получение государственной поддержки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13, в том числе во внеочередном порядке, а также семьи, приобретшие статус многодетных после улучшения жилищных условий с привлечением субсидии на уплату части процентов (субсидий) либо государственной поддержки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13, имеют право на повторное получение государственной поддержки в форме субсидии на уплату части процентов (субсидий), в том числе во внеочередном порядке, независимо от ограничений, предусмотренных в части третьей настоящего подпункта, если основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у них возникли в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей.

1.8. субсидия на уплату части процентов предоставляется в следующих размерах:

многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий (заявления о включении в списки на получение субсидий в случае утверждения указанных списков в соответствии с частью второй подпункта 1.14 настоящего пункта), – в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;

многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий (заявления о включении в списки на получение субсидий в случае утверждения указанных списков в соответствии с частью второй подпункта 1.14 настоящего пункта), – в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 3 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;

многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, перечисленных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Указа, на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов (заявления о включении в списки на получение субсидии на уплату части процентов в случае утверждения указанных списков в соответствии с частью второй подпункта 1.14 настоящего пункта), а также гражданам, перечисленным в абзацах четвертом и пятом подпункта 1.4 настоящего пункта, – в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;

1.10. субсидия на погашение основного долга предоставляется многодетным семьям в соответствии с количеством несовершеннолетних детей в семье на дату подачи заявления о предоставлении субсидий (заявления о включении в списки на получение субсидий в случае утверждения указанных списков в соответствии с частью второй подпункта 1.14 настоящего пункта) в следующих размерах:

при наличии троих несовершеннолетних детей – в размере 95 процентов от суммы основного долга по кредиту;

при наличии четверых и более несовершеннолетних детей – в размере 100 процентов от суммы основного долга по кредиту.

1.13. максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов (субсидий) гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилого помещения, определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения, устанавливаемым в порядке, предусмотренном в частях первой–шестой подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13, с учетом нормативов общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленных в подпункте 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13, и по стоимости 1 кв. метра общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, но не превышающей предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, и не должна превышать 90 процентов (для многодетных семей – 100 процентов) принимаемой в расчет стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения.

При строительстве жилых помещений в сельских населенных пунктах гражданами, постоянно в них проживающими и работающими, а также при строительстве многодетными семьями жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и городах-спутниках максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов (субсидий) определяется с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозяйственных построек в размере до 20 процентов максимальной нормируемой стоимости жилого помещения, рассчитанной в соответствии с частью первой настоящего подпункта.

По информации Министерства по труду, занятости и социальной защиты

В Беларуси наблюдается рост количества малообеспеченных семей. По итогам прошлого года реальные располагаемые доходы населения страны снизились по сравнению с 2015 годом на 7,3 процента. Более детально о росте количества малообеспеченных семей в Беларуси узнавали журналисты раздела "Новости Беларуси" издания "Биржевой лидер".

Доходы населения Беларуси, как отмечает издание "Белорусские новости", начиная с 2015 года, только лишь снижаются. Согласно проведенному Белстатом в 4-м квартале 2016 года выборочному обследованию домашних хозяйств по уровню жизни, к категории малообеспеченных относится 4,4 процента белорусских семей. В 3-м квартале прошлого года к данной категории относилось 4,1 процента от всех белорусских семей, тогда как в 1-й половине года - 3,9 процента.

Между тем ранее, начиная с 2005 года, доля малообеспеченных семей в стране уменьшалась, снизившись в 2010 году с 12,7 до 5,2 процента. В 2011 году она выросла до 7,3 процента, после чего снова начала сокращаться, снизившись в 2014 году до 4,8 процента. Между тем по итогам 2016 года доля малообеспеченных семей в Беларуси составила уже 5,7 процента.

При этом в 4-м квартале 2016 года самое большое количество бедных было на территории Гомельской и Брестской областей - 6,2 и 6 процентов, соответственно. В Могилевской области доля таких семей составила 5,4 процента, в Витебской - 4,9 процента, в Минской - 4,4 процента, а в Гродненской - 3,4 процента. Меньше всего бедных семей - в белорусской столице, где их доля составляет 1,4 процента.

Напомним, что в Беларуси порог бедности определяется БПМ - бюджетом прожиточного минимума. В период с 1 февраля по 30 апреля текущего года данный показатель будет составлять 180,1 рубля на душу населения. По расчетам белорусского правительства, этих денег гражданам должно хватить на приобретение минимального набора продуктов и непродовольственных товаров, а также на оплату необходимых услуг.

Лицам, доход которых ниже БПМ, государство предоставляет адресную социальную помощь. По итогам прошлого года такую помощь в виде ежемесячной поддержки получили 75 140 белорусов. При этом еще 43 982 белоруса получили помощь от государства в виде разовой выплаты. Компенсация за приобретенные подгузники была выплачена 119 696 гражданам, а за купленные средства технической реабилитации - 24 451 человек. Продукты питания на детей в возрасте до 2 лет государство обеспечивало 27 172 человека. В общей сложности, государственную адресную соцпомощь получил 290 441 человек. Если же рассматривать ситуацию по регионам, то больше всего получателей социальной помощи живет в Гомельской, Могилевской и Брестской областях. При этом количество получателей за год выросло более чем на 39 тысяч человек.

Большая часть белорусских семей живет на менее чем 500 рублей на 1 человека.

В настоящее время большая часть семей в Беларуси живут на менее чем 500 рублей на 1 человека. Впрочем, семьи, не относящиеся к категории бедных, также не шикуют, и живут достаточно скромно. В Белстате подсчитали располагаемые ресурсы белорусских домашних хозяйств, в том числе и стоимость потребленных продуктов питания, которые были произведены в домашнем хозяйстве, а также средства, полученные в виде различных выплат и предоставленные гражданам льготы. В итоге получилось, что в прошлом году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство в Беларуси составили 962,3 рубля в месяц. Денежные расходы в расчете на домашнее хозяйство составили, согласно подсчетам статистического ведомства, 906,3 рубля в месяц, из которых на потребительские расходы пришлось 677,7 рубля (74,8 процента).

По мнению Антона Болточко, экономического эксперта "Либерального клуба", в нынешней социальной и экономической ситуации нужно принимать меры, направленные на поддержку наиболее уязвимых слоев населения страны, а также на создание новых рабочих мест. Эксперт объяснил, что сегодняшние протесты в Беларуси - одна из составляющих недовольства населения страны. Вместе с тем миграция рабочей силы является отражением неудовлетворенности граждан теми условиями, которые сегодня есть в Беларуси для работников.

Для изменения ситуации в лучшую сторону Болточко предлагает пересмотреть условия, на которых государство в настоящее время предоставляет адресную социальную помощь. Кроме того, власти должны также и увеличить размер пособия по безработице, тогда как срок их получения должен быть ограничен 6 месяцами. Эксперт объяснил, что средства на выплату пособий безработным можно изыскать из тех сумм, которые сегодня направляются на поддержку государственных предприятий.

Кроме того, сегодня, когда в сфере условий жизни белорусских граждан наблюдаются не самые позитивные изменения, власти должны реально взяться за воплощение в жизнь ранее неоднократно озвученных планов по созданию в стране новых рабочих мест с высоким уровнем заработной платы. Весь вопрос здесь заключается в используемых государством подходах. Пока у власти нет никакого желания менять условия ведения бизнеса, который в большинстве случаев как раз и является источником новых рабочих мест, в которых используется высококвалифицированный труд и предлагается обучение персонала. В стране нужно развивать самозанятость, дать людям возможность заработать и не давить предпринимателей различными законодательными актами.

В нашем государстве по тем или иным причинам множество семей имеют статус малоимущих, а многие даже не догадываются, что могут его получить. Правительство страны помогает малоимущим семьям преодолеть все трудности жизни, выделяя разнообразные льготы, пособия, материальную помощь, а также делая различные выплаты. Поэтому в данной статье мы разъясним:

  • критерии, по которым государственные органы определяют семьи с малым достатком;
  • нижний лимит дохода для малоимущей семьи;
  • как правильно рассчитать минимальный порог дохода на каждого члена семейства;
  • какие положены выплаты и льготы малоимущим.

Какая семья считается малоимущей в 2016 году

Чтобы понять, какая же семья признается малоимущей, сначала разберем ее состав. Исходя из положений законов нашего государства, любая семья, независимо от ее состава, может претендовать на льготы, как малоимущая. То есть, не важно, полная она или нет, родитель-одиночка, бездетные супруги, семейство с приемным ребенком и многие другие, разнообразные по составу семьи.

Получается, что совершенно любая семья может подпасть под льготу для малоимущих. Но есть отдельные категории семей, для которых социальная льгота выделяется в первую очередь - это матери-одиночки, многодетные семьи и ячейки общества, где есть пенсионеры или инвалиды.

Социальные работники при расчете состава семьи учитывают каждого ее члена:

  • супругов;
  • детей и родителей;
  • дедушек и бабушек;
  • отчимов и мачех, а также пасынков с падчерицами;
  • приемных детей и приемных родителей;
  • попечителей с опекунами.

Поэтому при расчете количественного состава семьи, каждый из этих членов будет учтен. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что обязательна прописка (постоянная регистрация) всех этих людей по одному и тому же адресу.

Определяя социальный статус граждан в семье, государственные органы используют:

  • прожиточный минимум региона регистрации семьи;
  • средний семейный бюджет.

Обязательно отметим, что, если среди членов семьи есть трудоспособный здоровый взрослый человек, не состоящий на учете на бирже труда, но тем не менее не работающий, такая семья ни при каких условиях не получит статус малоимущей.

Расчет среднего дохода члена семьи

Разобравшись с составом, можно переходить к следующему пункту определения малоимущей семьи - это доход на одного из ее членов за последние три месяца. Причем показатель дохода обязательно высчитывается средний. Это самый важный показатель, учитываемый при расчете социальной льготы.

Все официальные денежные поступления трудоспособных взрослых членов ячейки общества, а также пенсии и стипендии пожилых, инвалидов и учащихся суммируются, и делятся на 3. Полученная сумма - это совокупный доход семьи за 1 месяц. Далее эта сумма делится на количество граждан, входящих в состав семьи. Получился искомый результат - доход на одного члена семейства.

Вычисленный показатель сравнивается социальными работниками с прожиточным минимумом региона проживания семьи. Если сумма дохода этот показатель не превосходит, то такую семью можно признать малоимущей, а, следовательно, ей полагаются все причитающиеся выплаты и льготы.

Оформление статуса малоимущей семьи

Для получения статуса малоимущей семьи один из ее представителей обращается в местные органы государственной социальной защиты, если быть точнее, то в отдел местного управления социальной опеки. При себе следует обязательно иметь необходимый пакет документов:

  • ксерокопии и оригиналы личных документов всех граждан, входящих в состав семьи;
  • пенсионные удостоверения лиц пожилого возраста (если они входят в состав семьи);
  • бумаги, подтверждающие инвалидность (если инвалиды есть в семье);
  • документ многодетной семьи, подтверждающий ее статус;
  • бумаги, подтверждающие доходность семейного бюджета (справки 2-НДФЛ для всех трудоустроенных, справка с биржи труда для неработающих, справка из учебного заведения для студентов, получающих стипендию);
  • выписка из домовой книги (обязательный документ, так как регистрация всех членов семьи по одному адресу - необходимое требование).

На рассмотрение заявления у чиновников из социальных органов уйдет неделя, с момента подачи пакета документов. За этот срок они проверят доход граждан, входящих в состав семьи, подлинность всех предоставленных документов и все остальные нюансы. Приняв решение, сотрудники управления социальной опеки должны о нем уведомить в письменной форме. В случае принятия отрицательного решения о присвоении статуса малоимущей семьи, и вашего несогласия с данным решением, вердикт органов социальной защиты можно обжаловать в суде.

Привилегии, положенные малоимущим семьям

Для малоимущих семей правительство государства предусмотрело следующий перечень льгот:

  • понижение стоимости платежей по коммунальным услугам;
  • пособие по уходу за несовершеннолетними до срока достижения ими восемнадцатилетнего возраста;
  • выделение субсидии на улучшение условий проживания;
  • натуральная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды, обуви и питания;
  • обеспечение детей путевками в санаторий или лагерь отдыха (1 раз в год).

Стоит учитывать тот факт, что пособие на ребенка в каждом отдельном регионе выплачивается исходя из размера прожиточного минимума субъекта, возраста отпрыска и количества взрослых работоспособных членов семьи. Например, одинокая мать-инвалид, имеющая ребенка в возрасте до трех лет, будет получать максимальную сумму пособия.

В отдельных регионах малоимущие семьи получают целевые единовременные выплаты. Как пример можно привести суммы, выделяемые беременным и кормящим женщинам на улучшение питания или на сбор ребенка в школу к началу нового учебного года. Для студентов из малообеспеченных семей начисляется социальная обязательная стипендия.

Для некоторых детей из малоимущих семей предусмотрены льготы, ввиду поступления вне конкурса в учебные заведения на бюджетные места. Условия, необходимые для получения такого права:

  • ребенок из семьи с одним родителем, имеющим инвалидность не ниже I группы;
  • успешно сданный ЕГЭ (необходимо набрать минимальный допустимый положительный балл);
  • возраст отпрыска, решившего стать студентом, не превышает 20 лет.

За 2016 год реальные располагаемые денежные доходы населения Беларуси снизились на 7,3% к уровню 2015 года. В стране вновь растет количество малообеспеченных семей

Доходы населения уменьшаются с 2015 года. В январе 2016 года снижение составило 5,4% к январю 2015 года, в январе-феврале к аналогичному периоду предшествующего года - 6,4%, январе-марте - 6,5%, январе-апреле - 6,8%, январе-мае, январе-июне и январе-июле - 7%, январе-августе - 7,1%, январе-сентябре - 7,2%, январе-октябре - 7,3%, январе-ноябре - 7,5%, за 2016 год - на 7,3%.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, проведенного Белстатом, в четвертом квартале 2016 года к малообеспеченным относилось 4,4% семей. В третьем квартале таких семей было 4,1%, в первой половине года - 3,9%.

Доля малообеспеченных семей уменьшалась с 2005 года (12,7%) до 2010 (5,2%), резко увеличившись в 2011 году до 7,3%. Затем доля бедных уменьшалась до 2014 года, когда она составляла 4,8%. По итогам 2016 года доля бедных увеличилась до 5,7%.

Уровень малообеспеченности населения

по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни; в процентах к общей численности населения

По итогам последнего квартала прошлого года самое большое количество бедных было в Гомельской (6,2%) и Брестской (6%) областях. В Могилевской области - 5,4%, Витебской - 4,9%, Минской - 4,4%, Гродненской - 3,4%. Меньше всего бедных в Минске - 1,4%.

Белорусский порог бедности определяется бюджетом прожиточного минимума (БПМ), который с 1 февраля по 30 апреля 2017 г. составляет в среднем на душу населения 180,1 рубля. Этих денег, по расчетам правительства, должно хватить на минимальный набор продуктов, а также непродовольственные товары и услуги.

Людям, доход которых меньше минимального, предоставляется государственная адресная социальная помощь (ГАСП) - в размере суммы, которой не хватает до БПМ.

В 2016 году помощь была предоставлено в виде ежемесячной поддержки 75 140 нуждающимся, а в виде разовой - 43 982. Еще 119 696 человек получили компенсацию за приобретенные подгузники, 24 451 - за средства технической реабилитации, а 27 172 ребенка до двух лет обеспечивались продуктами питания.

Больше всего ГАСП назначали жителям Гомельской, Могилевской и Брестской областей. Всего ГАСП получили 290 441 человек.

За год число получателей помощи увеличилось более чем на 39 тысяч человек - за 2015 г. ее получателями стали 251,2 тыс. человек, а за 2014 год - 217,8 тыс. человек.

Большинство семей живут менее чем на 500 рублей на человека

Многие белорусы, которые в число бедных не входят, тоже отнюдь не шикуют и живут на очень скромные средства.

Белстат подсчитал располагаемые ресурсы домашних хозяйств, включающие стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, а также полученные в виде различных льгот и выплат. Получилось, что в 2016 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 962,3 рубля в месяц (в 2015-м - 910).

Денежные расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 906,3 рубля в месяц, из которых 677,7 рубля, или 74,8%, приходилось на потребительские расходы.

Большая часть населения (78,5%) живет за 500 и менее рублей в месяц на человека. В том числе 16,5% - за 400-500 рублей в месяц, 12,5% - за 350-400, еще 15,6% - за 300-350 рублей.

Менее 150 рублей среднедушевых располагаемых ресурсов в месяц в четвертом квартале прошлого года имели 3,1% населения, 150-200 рублей - 7%, 200-250 - 11%, 250-300 - 12,8% (12,7%). 500-600 рублей на человека имеют 9%, более 600 рублей - 12,5%.

Где выход из бедности?

В создавшейся экономической и социальной ситуации в Беларуси необходимо принимать меры для поддержки уязвимых слоев населения и созданию новых рабочих мест, отметил в комментарии для сайт экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко .

По его мнению, протесты на улицах - одна из составляющих недовольства людей, миграция рабочей силы - это также отражение неудовлетворенности условиями, которые в Беларуси есть для работников.

Болточко считает необходимым пересмотреть условия предоставления государственной адресной социальной помощи, а также увеличить размер пособия по безработице, ограничив период его получения полугодом.

Фактический уровень безработицы в Беларуси за 2016 год составил 5,8% от экономически активного населения, а это . На бирже труда стоят почти в пять раз меньше.

«Средства для выплат пособий можно изыскать из сумм, которые идут на поддержку госпредприятий. Пора уже понять, что госпредприятия - это о деньгах, а не о соцподдержке в виде неполной заработной платы» , - сказал Болточко.

Министерство труда и социальной защиты уже передало на рассмотрение правительства предложение о страховании граждан от безработицы.

«В нашем предложении мы рекомендуем развивать систему страхования по рыночной модели, где человек получает высокое пособие по безработице. В течение полугода оказавшийся без работы сможет рассчитывать на выплаты в размере 60% от его средней зарплаты на последнем рабочем месте» , - сообщил в интервью газете «Рэспубліка» начальник управления политики занятости Минтруда Олег Токун .

Страховой фонд по поддержке безработных, по плану министерства, можно сформировать в рамках действующего Фонда социальной защиты населения без создания отдельной структуры.

Выплаты в счет страхования от безработицы, так же как и в счет социального страхования, предполагается сделать обязательными, однако получить пособие можно будет только после регистрации в службе занятости в качестве безработного.

«Мы просчитали, что ежемесячный взнос должен составлять 0,5% от фонда оплаты труда. При этом предлагаем платить эту сумму поровну - и нанимателю, и работнику. То есть работник вместо 1% в ФСЗН должен будет платить 1,25%. Мне кажется, что это несущественное увеличение, учитывая, что человек получает реальную защиту от безработицы. И наниматели, думаю, тоже будут не против, поскольку это снимет с них определенный груз социальной ответственности за увольняемых работников» , - пояснил Токун.

Не давите бизнес - будут новые рабочие места

Как считает Антон Болточко, в настоящее время, когда наблюдается не самый благоприятный тренд в части изменений условия жизни людей, властям пора реально взять за реализацию не раз озвученных планов по созданию рабочих мест, которые бы отличались высокой зарплатой:

«Вопрос только в подходах, которые использует государство. Власти не хотят менять условия ведения бизнеса, который чаще всего и есть источник новых рабочих мест, где используется высококвалифицированный труд, предлагается обучение» .

Необходимо развивать самозанятость, «не давить предпринимателей разными законодательными актами, а дать людям заработать» .

Например, изменить систему отчисления в ФСЗН, исключив из периода уплаты в фонд время, в течение которого ипэшник не работает: «Надо признать, что в настоящее время создание ИП - это вариант выхода из сложной ситуации, например, после увольнения. При условии, конечно, если создать такое предприятие будет просто» .

Параллельно необходимо вести работу с малым, средним и крупным бизнесом в части упрощения экономических условий, подчеркнул эксперт.