Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

"Дракончик"

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

"Баскетбол"

"Бабочки на цветке"

"Стрекоза"

"Волшебные палочки"

Дети с удовольствием играют в эти игры.

Эти ветряки купила по случаю в палатке "союзпечати".
Очень нужная вещь для работы с детками дошкольного возраста.
Их можно использовать в играх на развитие дыхания...

***
Налетел озорной ветерок,
Закрутил он весёлый цветок.

***
Ветер, ветер, ветерок,
Ты подуй на наш цветок.

***
Вот подует ветерок на цветы,
И закрутятся на них лепестки,
Дует, дует ветерок всё сильней,
А потом подует слабей,
Перестанет дуть ветерок,
Встанет, встанет отдохнуть и цветок.
(Сила воздушной струи должна соответствовать словам)

Игра "сдуем звёзды" или "сердечки улетайте"
Для игры понадобится материал. который изображён на фото. Звёздочки и сердечки остались от новогоднего сладкого фейерверка, ну а трубочка коктельная знакома всем.
Задание ребёнку: сдуть звёздочку(звёздочки. сердечко.....)
Учесть необходимо то, что предметы очень лёгкие, дети должны рассчитывать силу с которой им необходимо будет дуть в трубочку. направляя воздушную струю...
Так же можно играть в футбол, используя трубочку и лёгкий паралоновый мячик. Причём интересней играть в паре. Организуются ворота, в которые надо загнать мячик. Побеждает тот, кто забил больше голов. К сожалению фото у меня не осталось.

"Ветерок и бабочка(стрекоза.....)"
Для этой игры нам понадобится любая картинка с цветком(в идеале небходимо её заламинировать, для того, чтоб игра дольше сохранилась). У меня картинка в обычном файле. А так же понадобятся картинки различных насекомых(что бы детям одна и та же игра не надоедала. просто можно менять персонажей).

***
Села бабочка на цветок,
Вдруг подул на неё ветерок.
Прихватил он бабочку слегка
И понёс её в облака.

(в это же стихотворение вставляются слова: муха. кузнечик, стрекоза, пчела, паучок,... Игра может проводится с любыми насекомыми)

Я использую вот таких насекомых.
Не так давно появился материал в Стране мастеров перекликающийся с моими играми:
В показанной там игре ещё дополнительно идёт изучение и закрепление основных цветов с малышами!

Игры с мыльными пузырями так же являются отличным материалом для игр по развитию дыхания.
Вариантов игр множество:
"у кого больше пузырей"
"у кого самый большой пузырь"
"у кого дальше полетит"
"у кого дольше не лопнет пузырь" и т.д.
Такие игры можно проводить не только на улице летом. но и в группе(дома) круглый год. Как правило дети от пузырей приходят в полный восторг независимо от возраста.

Это русская народная игрушка.
Свистулька деревянная. многим очень хорошо известная. Недаром с древних времён люди использовали их для игр. Свистульки не только издают звуки. но и развивают дыхание...
Такую игрушку можно приобрести как в расписном варианте. так и в виде заготовки. Малышу понравится расписывать свистульку вместе с мамой, а потом играть на ней...

Клуб Увлеченных Мам

Наверняка каждая мама знает, что для развития речи ребенка необходимо не только обогащать активный и пассивный словарный запас малыша, но и заниматься артикуляционной гимнастикой, проводить игры на мелкую моторику и, конечно, упражнения и занятия на развитие речевого дыхания .

Для каждого возрастного периода существуют свои нормы и показатели речевого развития, по которым мама может проверить, правильно или нет развивается речь ее малыша.

Узнать эти показатели вы можете из познавательной .

Необходимость дыхательной гимнастики

Почему же так важно ? Нормальное речевое дыхание обеспечивает правильное звукопроизношение, помогает сохранять плавность и нормальную громкость речи. При неправильном речевом дыхании ребенок часто говорит очень тихо, запинаясь, ему не хватает выдыхаемого воздуха на целое предложение.

Заниматься развитием речевого дыхания у детей стоит с самого раннего детства, до постановки звуков. Часто бывает, что из-за неправильного вдоха малыш не может правильно произнести некоторые звуки.

Как проверить, нормально ли развито речевое дыхание у вашего ребенка?

Проследите за речью своего малыша и сверьте с таблицей ниже, есть ли ошибки в речевом дыхании у ребенка:

  1. Общая продолжительность занятий не больше 5 минут.
  2. Ежедневность.
  3. Проводите упражнения на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.
  4. Игрушка или другой предмет, на который дует ребенок, должен находиться на уровне губ и на расстоянии 10-15 см.
  5. Щеки во время дыхательных упражнений не должны надуваться – это приводит к невнятности речи.
  6. Не проводите упражнения сразу после еды, лучше через 1,5–2 часа.
  7. Следите за самочувствием своего малыша, не делайте много повторов упражнения (хватит 2-3 раза), чтобы не закружилась голова.

Советы логопеда о проведении дыхательной гимнастики вы можете узнать из этого видео:

Для правильного речевого дыхания важно:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • Научиться более длительному выдоху.
  • Уметь равномерно распределять воздух на выдохе.
  • Научиться разделять носовое и ротовое дыхание.

Веселые игры на развитие речевого дыхания у детей

Игры для развития всех этих умений я и хочу вам предложить:

  1. Игры с музыкальными инструментами – дудочками и губными гармошками. Научите своего малыша играть на гармошке и дудочке, это занятие помогает ребенку контролировать свой вдох и выдох.
  2. Мыльные пузыри. Пускайте вместе с ребенком мыльные пузыри – эта веселая игра помогает ребенку развить длительный и плавный выдох и тренирует мышцы его губ.
  3. Воздушные шарики. Шарики можно надувать, можно играть с ними уже надутыми, например, подвесить за веревочку, подбросить вверх и дуть на него, чтобы он не опускался. Можно надутым шариком поиграть в «воздушный футбол» — дуть его друг на друга по столу
  4. Игра «Мишка». Делайте вместе с малышом – руки в стороны и идем вперевалочку, говоря при этом: «Ух! Ух!».
  5. Вата. Очень много игр можно придумать на речевое дыхание с ватой, например:
  • накрыть кусочками ваты предмет на картинке и сдувать, «расчищая снег»,
  • сделать шарик из ваты и «забивать» — задувать его в ворота из стаканчиков,
  • положить маленький кусочек ваты на нос и сдуть его ртом.
  • дуть на одуванчик (помните игру «Дед или баба»?),
  • растопить дыханием снежинки на ладошке,
  • сдувать осенние яркие листочки, делая листопад,
  • одна из любимых игр – находить божью коровку и дуть на нее, читая стишок:

«Божья коровка,

Тренажёр для развития дыхания «Домик с окошком» своими руками. Пошаговый мастер-класс.


Иванова Лариса Васильевна, воспитатель структурного подразделения «Радуга» муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Лукоморье» городского округа г.Михайловка Волгоградской области»
Мастер-класс рассчитан на педагогов ДОУ и родителей, а также для совместного изготовления тренажёра взрослыми и детьми дошкольного возраста.
Назначение: развитие дыхания у детей дошкольного возраста.
Цель упражнений с тренажёром: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.
Задачи:
- формировать практические навыки работы с бумагой;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость
Техника изготовления:
1. Скручивание
2. Аппликация
3. Конструирование
Развитие дыхания – является одной из важных задач в работе с дошкольниками. Упражнения на дыхание широко используются как в работе по развитию речи детей (при постановке сложных звуков, работе над темпом, громкостью, интонационной выразительностью и плавностью речи, так и в оздоровительной работе.
Они способствуют:
- насыщению каждой клеточки организма кислородом,
- повышению общего жизненного тонуса,
- сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы (бронхитов, синуситов, ларингитов и др. ,
- стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы
- улучшают пищеварение
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: занятия по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Тренажеры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками, они не требует больших материальных затрат. Один из вариантов такого тренажёра предлагаю Вам, уважаемые коллеги.
Для работы необходимо:


1. Клей – момент
2. Клей - карандаш
3. Ножницы
4. Простой карандаш
5. Стержень от шариковой ручки
6. Нитки с иголкой
7. Линейка
8. Шаблон домика


9. Цветная бумага
10. Листы А-4
11.Лист картона тёмного цвета (бардового, синего и тд)


Вырезаем шаблон домика.
Прикладываем шаблон домика к цветной бумаге и вырезаем занавеску для окна чуть меньше самого окна.


Прикладываем шаблон домика к листу картона тёмного цвета, очертить простым карандашом и вырезать только окошко.


Листы А-4 разрезать на четыре части.


Кладём стержень от шариковой ручки на край широкой стороны одной из 4х частей разрезанных листов А-4.


Начинаем скручивать вместе со стержнем бумагу, предварительно смазав лист клеем-карандашом.


Получилась вот такая трубочка из бумаги. Аккуратно достаём стержень и изготавливаем ещё 30 штук таких трубочек.


Начинаем приклеивать получившиеся трубочки с низа домика, не выходя за контуры.Для лучшего склеивания использовала клей - момент.


Длинные трубочки разрезаем на четыре части и приклеиваем между окошком и стеной домика.



Постепенно заклеиваем трубочками всё пространство домика до контуров. (с низа домика до крыши, кроме трубы)


Трубу вырезаем отдельно из цветной бумаги и приклеиваем. Продолжаем наклеивать трубочки одна к одной. Дойдя до крыши, трубочки начинаем постепенно срезать на нет.


Получился вот такой домик из бумажных трубочек с трубой.


Изготавливаем крышу. Вырезаем две полоски из цветной бумаги на конце с острыми углами. Край полоски с одной стороны загибаем на 0.5мм, другой край полоски вырезаем ножницами волной.


Приклеиваем крышу к домику сгибом вверх.


Из цветной бумаги вырезаем ставни, приклеиваем и начинаем украшать домик.


Я украсила свой домик цветами и гофрированными полосками из цветной бумаги.



С обратной стороны домика пришиваем занавеску из цветной бумаги (занавеска должна быть немного меньше окна для лёгкого открывания) к окошку тремя стежками в двух местах.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 17» города Оренбурга

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Оренбург 2016

Дидактические пособия и игры для развития речевого дыхания

В последнее время много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционной работы с детьми.

Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков.

Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений.

Комплект игрового пособия состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются:

Формирование целенаправленной воздушной струи.

Развитие силы воздушной струи.

Развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.

Активизация губных мышц.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций :

Упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;

Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.

Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;

Следить за точностью направления воздушной струи;

Кратковременность упражнений от30 секунд до 1,5 минут;

Дозированность количества и темпа упражнений;

Выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;

Нельзя надувать щёки.

1. Упражнение «Бабочка летит».

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Оборудование: бабочки с прикрепленной к ним ниткой.

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она летела как будто с цветка плавно, а не резко или рывками».

2. Упражнение «Кто загонит мяч в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3. «Самый быстрый карандаш».

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см, кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. Упражнение «Сила ветра»

Оборудование: детские пластмассовые свистульки

Инструкция к проведению: выдох производится через рот, выдох должен быть сильным и попадать точно в раструб свистульки, а для этого необходимо его крепко зажать губами, воздух не должен выходить через нос.

5. «Фокус»

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

6. Игры на развитие речевого дыхания без оборудования. Заниматься можно 1 раз в неделю, по одной игре.

«Цветочек» -вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».

«Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.

«Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.

«Погрей руки» -вдыхать через нос и дуть на «озябшие руки».

«Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.

«Согрей игрушку» - вдохнуть через нос и дуть на «замёршую» игрушку.

7. «Чайник закипел»

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. По сигналу «у Саши чайник закипел». Один из детей дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

8. Упражнение «Снег кружится, летает, летает»

Цель: развитие сильного плавного выдоха

Оборудование: картинка с зимним пейзажем, бумажные снежинки, свисающие вниз на лентах.

Инструкция к проведению: «Наступила зима, и с неба посыпался снег. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на снежинки»

9. Упражнение «Кружатся осенние листочки»

Игровая ситуация «Подул осенний ветерок». Воспитатель побуждает детей поиграть с листочками вместе с ветерком.

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад... Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

Можно дуть по очереди, при этом поинтересоваться у ребёнка, с каким листочком ветерок играет. Ребёнок может назвать цвет листочка, определить его местонахождение на веточке (вверху, внизу, посередине).

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

11. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Оборудование: соломинки, стаканы с водой

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

12. «Пилим дрова».

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35-40 секунду в медленном темпе

13. «Паровоз».

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35-40 секунд.

14. «Надуй шар».

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

15. «Спускай воздух».

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» - спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3-4 раза в медленном темпе.

16. «Веточка»

Инструкция: «Станьте прямо (или сядьте) прямо, опустите руки вдоль тела. Медленно поднимайте руки вверх, делая при этом глубокий вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу – задержите дыхание. Сделайте медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержите дыхание.

Медленный вдох через нос и выпрямились. Снова задержите дыхание. Наклоняясь влево, медленно выдохните через рот. Снова задержите дыхание».

17. «Ворона».

Из положения стоя с поднятыми руками (вдох) ребенок медленно приседает, опуская руки вниз (выдох). На выдохе произносится «к-а-а-а-р». Вдох делается непроизвольно при возвращении в исходное положение.

18. «Намотай клубочек».

Дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.

19. «Певец».

Инструкция: «Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх.

Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А-А, медленно при этом опуская руки. Снова задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох, поднимая руки до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Во время выдоха поете О-О-О-О, обнимая себя за плечи и опуская голову на грудь. Задержите дыхание на выдохе. Сделайте глубокий вдох. Руки при этом поднимите до уровня груди и снова задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У-У, опуская при этом руки вниз, а голову на грудь.

20. «Большой – маленький».

Стоя прямо, на вдохе малыш поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе он должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «у – х», спрятать голову за коленями –показать, какой он маленький.

Список литературы:

1. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет» (1, 2, 3 – ий периоды обучения)

Краузе Е.Н. «Логопедия»

2. Лазаренко О.И., Спорышева Е.Б. «Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи»

3. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»

4. Нурмухаметова Л.Р. «Дыхательная гимнастика в детском саду» (журнал «Логопед», 2008 г., № 3)