– древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно еще древним грекам и египтянам. В конце XV – начала XVI века оно получило широкое распространение на территории Европы. Италия долгое время занимала первое место в этой отрасли, но спустя какое-то время ей пришлось уступить лидерство Франции и Фландрии .

В России первые сведения о кружевах относятся к XIII в. В Ипатьевской летописи говорится о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатой одежде с изумительной отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.


Самые ранние образцы российского кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет, прежде всего, ценность драгоценных металлов , а не мастерство исполнения. Эти кружева использовали для украшения нарядов из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка . Также применяли их и для отделки церковной утвари.


При правлении Петра I мастериц кружевоплетения выписывали в Россию из-за границы. История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей – 250 кружевниц , для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре – неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».


Кружево (фрагмент)

Мода на этот промысел привела к тому, что многие жены русских дворян стали изучать приемы работы с коклюшками, и организовывали в своих усадьбах мастерские, где крепостные крестьянки плели кружево. Искусницами в этом деле прославились и женские монастыри . К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Вологда, Ростов, Галич, Калязин, Торжок, Балахна, Рязань.


Вологодское кружево - вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), распространённый в Вологодской области.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев - лен , отбеленный или суровый.


В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.


Музей кружева (Вологда). Экспозиция XX века. Кружево “Мавзолей”

Во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20-х годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.


Музей кружева (Вологда). Экспозиция XX века. Кружево “Звезда”

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Этому способствовало несколько обстоятельств: после того как отменили крепостное право у крестьян стал более свободный выбор рода занятий, повысился спрос на кружева.

Их производство приносило крестьянским семьям дополнительный доход.

Очень важным оказалось и то, что материалы нужные для плетения кружева были недороги . Мастерицам не требуется, специально оборудованного помещения. Кружевницы могли заниматься этим ремеслом в свободное от труда на земле время.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году - художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. XX века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

В 1960 году было организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников (А. А. Кораблёвой, М. А. Гусевой и др.).


Кружево “Лукоморье” (фрагмент)

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды:

– на выставке в Брюсселе 1958 году они были награждены золотой медалью кружевной вологодский занавес «Русские мотивы»;

– в 1925 году получили золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже;

– в 1937 г. на Парижской выставке им была присуждена награда Гран-При.


В 1964 г. в Вологде создали кружевное объединение «Снежинка» . Свое название оно получило по знаменитой скатерти «Снежинка» работа В.Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева . В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.


Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодском музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Статья о Музее кружева в Вологде находится

Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы. Известное по всему миру, оно олицетворяет славу русского кружева.

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века – из хлопчатобумажных нитей.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII – XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда – Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э. Я. Хумала, В. В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В. Д. Веселова и В. Н. Ельфина . Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.

Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К. В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, – все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.

Многообразно творчество В. Д. Веселовой . Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой – скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.

Творчество еще одной выдающейся кружевницы – В. Н. Ельфиной – тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.

В 2010 году в Вологде был открыт Музей кружева. Он разместился в двухэтажном каменном здании, памятнике архитектуры федерального значения начала XIX века. На первом этаже музея находятся выставочные залы, кружевное кафе, художественный салон-магазин, оформленные в современном стиле, а также учебный класс, где работает студия по обучению кружевоплетению. Основная экспозиция музея, построенная в хронологическом порядке, находится на втором этаже и занимает восемь залов.

Интерес к кружевному промыслу и к единственному в России Музею кружева постоянно растет. Уже дважды Вологда принимала гостей Международного фестиваля кружева Vita Lace. Благодаря фестивалю Вологда объединяет рукодельниц, художников, исследователей и ценителей вологодского кружевного промысла – самого массового кружевного промысла России.

Плюсануть

В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь - плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.

Как, например, в вологодском кружеве . В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева - плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент - снежинка с белой опушкой.

В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент - «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.

Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.

Единственное в мире цветное коклюшечное - михайловское кружево . Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии , в старинном городке Михайлове. Главный цвет - красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.

Слабо беленый лен с золотой нитью - визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.

Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города - и вы услышите звон коклюшек», - писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.

Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки - накидки и косыночки - главный ассортимент белёвских кружевниц.

Старинное название захожского, или киришского, кружева - галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу - сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) - от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.

Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода . Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка - балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.

Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство - 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева - геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.

Рассказывают, что царь Петр частенько в заморские страны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где и чему хорошему поучиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведет, показывает ему всякие диковины.
- Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит, - живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моем королевстве имеются. И показывает кружевную скатерть. Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:
- Где же вы в своей стране видели березки да ромашки.
Это русское кружево из моей страны.

Быть того не может! - вскликнул король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Но смотри, не смотри - береза березой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались
- Виноваты мы ваше королевское величество. Не вели казнить, вели миловать. Не наших это мастериц дело, а у русских кружевниц куплено - у семи Катерин. Лучше них никто кружева не плетет. А называется это кружево - вологодское."

Сейчас можно услышать: «Ну, были кружева, и нет их - разве это так уж важно? Это ведь не рубахи, не платья, не пальто. Забава ведь, украшение...» Да, конечно, кружева - всего-навсего украшения. Вещь в обиходе совсем, можно сказать, не обязательная. Особенно сегодня. И все-таки женщины и девушки почему-то до сих пор не могут смотреть на них равнодушно: затихают, рассматривают, перебирают или гладят, и глаза каждой наполняются при этом таким светом и отрадой, что боишься рядом слово вымолвить, чтобы не спугнуть это удивительное чувство..

А в прежние времена точно такое же отношение к кружевам было и у мужчин. И во Франции, например, и в Испании и Фландрии вокруг этих ажурных украшений кипели такие фантастические страсти, и разворачивались такие хитрые и жестокие события, что их с лихвой хватило бы на десяток приключенческих романов. По кружевам сходили с ума, на кружевах разорялись, кружевные вопросы обсуждали государственные советы, короли, кардиналы и министры.

За кружева заточали в тюрьмы, били плетьми и отрубали головы. Кружева, как утверждают, даже спасли от нищеты целый народ, целое государство - Фландрию (современную Бельгию). И хотя в конце шестнадцатого и в семнадцатом веках их производилось уже огромное количество, лучшие из них по-прежнему стоили очень дорого, и король испанский Филипп III даже запретил своим подданным вообще носить кружева, дабы люди больше не разорялись на пристрастии к этому украшению.

Легкие, прозрачные, золотисто-желтые и черные кружева с тонкими узорами и разными мелкими «мушками» на тюлевых фонах и по сей день вырабатывают на тех старинных мануфактурах, и, как все кружева, они называются именами породивших их городов. Французские алансоны, валансьены и шантильи стали очень знамениты, но славу фламандских кружев им все же не удалось затмить.

Во Фландрии вообще считали и считают, что кружевоплетение родилось именно у них. Так это или нет, но во всяком случае, самое ныне распространенное плетение - на коклюшках - придумали действительно там. Главная же особенность фламандских кружев - их необыкновенная, почти воздушная тонкость и всегда очень изящный рисунок на так называемых снежных, мерцающих звездочками фонах.

Но почему же люди не останавливались ни перед чем из-за этих украшений? А вы посмотрите на любое женское платье, отделанное кружевами. Даже если их совсем немного, какая-нибудь узкая оторочка - и то это платье выглядит нарядным. А если кружев побольше - воротник, жабо или манжеты, например, - уже не важен и фасон платья, оно в любом случае очень торжественно, красиво и празднично. И чем их больше, тем больше ощущение праздника.

Да вспомните мушкетеров и их наряды в обильных кружевах. Ведь право же, они воспринимаются как участники какого-то грандиозного и бесконечного бала-маскарада, хотя были всего лишь солдатами. А персонажи знаменитых полотен Рубенса, Веласкеса, Франса Хальса, Ван-Дейка... Короли, камеристки, полководцы, врачи, торговцы, домохозяйки, шуты, пьянчужки... Разные сословия, разные лица и обстановка, но впечатление такое, словно жизнь каждого из них тоже была похожа на сплошной красивый праздник. А ведь это не так.

Жизнь в те времена отличалась средневековой грубостью, была полна нищеты, насилия и жестокости... Но люди не хотели замечать этого. Они, как и во все времена, хотели радостей, хотели чувствовать себя счастливыми и вот нашли украшения, которые как нельзя лучше подходили к любой одежде и делали каждого необычайно красивым, приносили ощущение вечного праздника.То есть каждый как бы стал носить праздники на себе. Все стали носить...И не просто красота и нарядность, а именно праздничная красота и нарядность - вот главные свойства любого кружева, его существо. И пока люди ищут радостей, они будут увлекаться кружевами…

Сейчас на вологодской кружевной фабрике работают всего несколько десятков кружевниц. Да еще несколько художниц - золотой фонд предприятия, - придумывающих рисунки и узоры. Это все, что осталось от многотысячной когда-то артели вологодских мастериц. Местное училище каждый год выпускает 30 юных кружевниц, но они по понятным причинам почти в полном составе уходят на сторону.

За последние несколько лет с предприятия уволилась половина работниц - ушли в торговлю, в кондукторы. Остались самые стойкие и творческие. «Уютные в своем промысле...» Когда дело по-настоящему взяло за душу, выплетают женщины свои узоры до самой смерти. «Ежели помру, так ты отнеси кусочек-то на фабрику, доплети», - просит бабулька свою внучку. Самой старенькой кружевнице-надомнице - 87 лет.

Так нужно ли России вологодское кружево? Нужен ли один из немногих оставшихся в стране промыслов, все еще не желающий уступать натиску валовой безликости. Думается, что нужен. Потому как ни в одной уважающей себя стране не бросают народное искусство. Как не выбрасывают на свалку полотна Ван-Гога и Веласкеса.
Это национальное достояние. В противном случае такая страна теряет славу, престиж, а из генетической памяти народа вымывается способность творить и народ становится бездарным.

Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора. Его воспринимают как своеобразную метафору всего легкого и прозрачного, невесомого и хрупкого. Существует немало приемов и разновидностей плетения, но если речь идет о его производстве именно в России, то вспоминается именно вологодское кружево. Благодаря ему кружевницы стали известны во всем мире.

Если хотите научиться создавать кружевные шедевры своими руками – помните, вологодское кружево, как и вятское, с самого начала возникновения, плетется на коклюшках, а значит, первым делом нужно озаботиться поиском и приобретением оных. Картинки с образцами узоров, обучающие курсы и мастер-классы есть в интернете бесплатно – их можно и посмотреть, и скачать. Там же можно найти и сколки для воротников, или жилетки, основным мотивом которых станут необыкновенно прекрасные кружевные цветы. И кстати – если хотите привлечь к процессу детей – кружева можно не только плести, их можно рисовать! Уроки по декоративному рисованию тоже нетрудно отыскать во всемирной паутине.

Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора

Если сложные схемы осилить начинающим кружевницам будет сложно, то сплести простую сетчатую авоську окажется под силу. Здесь не применяются особые узоры, а соответственно справиться с коклюшками будет существенно проще.

Что необходимо:

  • коклюшки;
  • нитки;
  • наполненный опилками валик;
  • плетешок;
  • пенопласт;
  • миллиметровая бумага;
  • сколок;
  • иголки;
  • крючок.

Ход работы:

  1. Из пенопласта вырезать основу.
  2. Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
  3. Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
  4. Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
  5. В верхний из торцов вколоть иголки.
  6. Навестить на них пары коклюшек.
  7. Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
  8. Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
  9. Зафиксировать в нижней части ручки.

Галерея: Вологодское кружево (25 фото)




















Как ткут вологодские кружева (видео)

Сколки вологодского кружева для начинающих

Сколок – это картина, которая представляет собой схему плетения. Именно на его основе и выплетается кружево.

Самый простой способ создания сколка – распечатать его на принтере. В дальнейшем нужно будет его прикрепить к картону и сверху наложить кальку. Благодаря таким манипуляциям удастся продлить срок его службы и сохранить изначальную белизну ниток.

Сколок обязательно должен быть выполнен в натуральную величину. Узор на нем изображен в виде точек и черточек. Дополнительно же рукодельница может прорисовать рисунок ходовой пары.

Точки на сколках указывают на места, в которых должны быть помещены булавки. Именно эти точки и используются в процессе плетения.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно. Каждая кружевница бережно хранит каждый из них, чтобы передать потом по наследству. Для новичков же подойдут самые простые из них.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно

Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.

Ход работы:

  1. Сначала набирается девять воздушных петель.
  2. Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
  3. Делается для фестона пять воздушных петелек.
  4. После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая

Во всех последующих рядах действия повторяются, благодаря чему и создается тесьма с двухсторонними фестонами.

Шарф из кружева своими руками

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница. Несмотря же на простоту изготовления, выглядит этот необычный аксессуар изящно, красиво и благородно. Благодаря сочетанию текстиля и кружева удается создать настоящий шедевр.

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница

Что необходимо:

  • отрез любой ткани;
  • кружево;
  • нитки;
  • ножницы;
  • иголка.

Ход работы:

  1. Из ткани и кружева вырезать одинаковые прямоугольники, длина которых должна составлять ровно метр, а ширина – шестьдесят сантиметров.
  2. Вырезанный из ткани прямоугольник выложить на рабочую поверхность лицевой стороной вверх.
  3. Сверху выложить кружево и закрепить сразу же булавками.
  4. Наметать со всех сторон заготовку.
  5. Чтобы создать трубу, сшить пару длинных сторон.
  6. Пару открытых концов изделия пришить друг к другу лицевыми сторонами, но оставить при этом маленькое отверстие.

Вывернуть шарф на изнаночную сторону и зашить оставшееся отверстие.

Вологодское кружево: история искусства

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века. Принято считать, что зародилось оно в Европе, а именно в Италии и Франции.

Подражая европейским мастерам, крепостные в окрестностях Вологды начали плести кружево лишь в 1820 году. Историками установлено, что в этот период кружевные производства располагались во всех крупных губерниях. Именно оттуда изделия регулярно поставлялись в столицу и Санкт-Петербург.

В начале XIX века такая фабрика была основана в селе Ковырино помещицей Засецкой. На ней крепостные и выплетали очень тонкое кружево, предназначенное для отделки белья и платьев.

Спустя время изготовлением кружев начали заниматься не только в мастерских, но и в домашних условиях. Именно в этот момент искусство и стало по-настоящему народным. Кружевницы начали выполнять работы, которые полностью удовлетворяли запросы широкого круга местных жителей.

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века

Если в конце девятнадцатого столетия вблизи Вологды насчитывалось всего четыре тысячи мастериц, то всего спустя двадцать лет их количество увеличилось в десять раз. Еще же через десятилетие была создана профессионально-техническая школа, в которой и обучали будущих мастериц этому искусству.

В тридцатом году двадцатого столетия в Вологодской губернии был создан даже кружевной союз, а спустя пять лет – художественная лаборатория при нем. В этот период на кружеве и появились изображения, полностью отражающие реалии советского времени. В шестидесятом году было основано и объединение кружевниц «Снежинка».

В 2010 году в Вологде был даже открыт Музей кружева. В нем представлено более пятисот предметов, благодаря которым каждый может узнать о том, как основался и развивался этот художественный промысел.

Техника намотки нитей на коклюшки: инструкция для начинающих

Плетение на коклюшках требует огромного терпения. Начинающим же рукодельницам прежде всего нужно освоить технику намотки ниток. Именно этот процесс будет основной тренировкой этого качества. Используются при этом парные коклюшки, на которые и наматывается нить.

Ход работы:

  1. Одну из пары коклюшек взять в правую руку, а в левую поместить нить.
  2. Прижать пальцем кончик нити к шейке коклюшки и сделать вокруг нее пару оборотов. Таким образом надежно зафиксировать нитку.
  3. После закрепления нити ее нужно намотать путем простого вращения. Обязательно придерживать нить, чтобы она распределялась равномерно по всей коклюшке.
  4. Намотать около трех метров нити и закрепить ее петелькой.
  5. Отмотать от мотка еще столько же нитки и только после этого ее нужно обрезать.
  6. Свободный кончик таким же образом намотать на вторую из пары коклюшек и зафиксировать петелькой.

Оставить между коклюшками около двадцати сантиметров свободной нити.

Имитация брюггского или вологодского кружева: вязание крючком (видео)