Должны ли дети помогать родителям ? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями . Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие к психологу на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, автор этой заметки Ольга Цейтлин считает, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям , выполняя домашние обязанности , они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации она помогает родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети , которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее автор приводит примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые были взяты с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги.

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы - босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У многих на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогает, направляя детей, и не нужно им ни о чем напоминать. Они могут в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Да, это не совсем идеальная схема, но расписание определенно помогает.

У ребенка должны быть домашние обязанности - это утверждение не вызывает разногласий среди родителей. Но ответ на вопрос: каковы должны быть домашние обязанности - уже не столь однозначен. Для одних родителей домашние обязанности ребенка концентрируются на собственных потребностях ребенка: следить за своей одеждой, собирать свои вещи и игрушки. Для других - домашние дела ребенка вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь маме или папе. Конечно, при наделении ребенка обязанностями необходимо учитывать его возрастные особенности и возможности. Важно понять, выполнение каких дел может быть поручено ребенку, в каком объеме, как регулярно они должны совершаться. Если в голове родителя нет отчетливого представления детских обязанностей, вряд ли на практике они будут регулярно выполняться.

Для чего нужны детские домашние обязанности?

Этот вопрос часто кажется родителям избыточным. Домашние обязанности? Как для чего? Это же и так понятно. Между тем, к сожалению, ответ не так прост, как кажется сначала. Возможны различные варианты ответов, рассмотрим некоторые из них:

1. Обязанности нужны потому, что они нужны. Ребенок должен приучаться быть аккуратным и трудолюбивым.
При таком подходе к обязанностям они легко превращаются в некое абстрактное священнодействие, самоценное само по себе, почти не имеющее практического значения, потому что когда внешнее принуждение исчезает, дело перестает совершаться. Примечательно в этом смысле высказывание студентки, приехавшей к родителям домой на каникулы: Родители не заправляют свою постель! Стоило нам с сестрой разъехаться - постели дома перестали заправляться. В детстве нельзя было выйти из дома, не заправив кровать. Оказывается, родителям и самим-то не очень этого хотелось. Свою постель они заправляли ради нас.

2. Выполняя какие-то домашние дела, ребенок учится планированию, учится ставить перед собой цели и вырабатывать определенные навыки, которые помогают достижению этих целей. Спустя какое-то время ребенок понимает, что вещи, положенные на место, существенно экономят время, затрачиваемое на их поиски.

3. Обязанности учат ребенка рассчитывать свои силы.
Сначала, давая поручения, рассчитывает силы ребенка взрослый. Если необходимо навести порядок в детской, то для этого необходимо огромную и сложную задачу, стоящую перед ним, разбить на множество подзадач. Так, нужно не прибрать комнату, а собрать кубики сюда, так, сделано, тогда машины ставим сюда, так, теперь книги кладем сюда … и т.д.

4. Домашняя работа учит ребенка самодисциплине. Выполняя домашние дела, ребенок учится создавать себе рабочее настроение, вдохновение, организуется.

5. Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в ее жизнедеятельность. Дети нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами.

6. Ребенок, занимаясь домашними делами, получает представление о жизни, как цикличном процессе.

Как делегировать домашние обязанности?

Многие родители помнят тот чудесный момент, когда ребенок хотел во всем помочь маме. С детьми обычно это случается в возрасте примерно с двух до трех лет. Мыть пол? Здорово! Дайте мне скорее тряпку! Пылесосить? Замечательно! Я буду катать пылесос! Стирать белье? Чудесно! Я буду складывать его в машинку. Однако как показывает практика, с годами этот детский энтузиазм пропадает. Обычно это происходит оттого, что интерес ребенка сталкивается с противодействием мамы (иногда папы), не готовой предоставить ребенку столько самостоятельности. Мыть пол? Ты же ведро перевернешь, потоп здесь устроишь! Пылесосить? Ты спалишь пылесос! Стирать? Ты же перемешаешь светлое и темное! Нет, уж лучше я сама.

Спустя некоторое время мама видит, что ребенку уже вполне по силам и вымыть пол, и пропылесосить квартиру, и постирать… Но ребенок никакого интереса не испытывает к домашним делам, более того, даже обнаруживает неприязнь. Часто можно слышать такие высказывания опечаленных мам: Надо же в три года тряпку из рук невозможно было вырвать, а сейчас, наоборот, не вручить…
Конечно, замечательно, если интерес ребенка к домашним делам развивался и поддерживался. Однако так бывает далеко не всегда. Что нужно сделать для того, чтобы передать ребенку полномочия?

Во-первых, важно пересмотреть свое отношение к домашней обязанности. Если регулярно звучит, что мама терпеть не может выносить мусор, потому что нужно идти и караулить мусорную машину, и вообще пусть этим теперь сын занимается, большой уже! В этом случае бесполезно ждать от ребенка энтузиазма. Необходимо подчеркнуть значимость выполняемой работы для семьи, некоторая доля игры здесь также не повредит: что будет с квартирой, если месяц не выносить мусор, а если год?

Во-вторых, нужно благодарить ребенка, подчеркивать, как важно и значимо то, что он делает для семьи.

В-третьих, выполнению домашних обязанностей вовсе не обязательно быть рутиной. Домашние дела могут быть интересными. Они могут быть интересны сами по себе, так и отношением к ним, как к увлекательным мероприятиям.
Детей, как правило, привлекают те домашние дела, которые нравятся самим взрослым. Например, если мама любит печь, то дочь с большим желанием будет маме предлагать свою помощь, а затем и сама освоит секреты выпечки.

Следующие приемы помогут сделать выполнение домашней работы для ребенка увлекательным делом:

Можно предложить ребенку время от времени меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ. Во-вторых, поучительно на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку. Этот прием также будет способствовать сплочению семейного коллектива и значительно расширит компетенцию ребенка в том, что касается решения бытовых вопросов.

Подумайте, как можно ввести творческий подход в домашнюю работу. Например, поручите сыну или дочери ежедневное приготовление салатов. Снабдите их готовыми рецептами, но поощряйте и самостоятельные кулинарные поиски. Или предложите ребенку, ежедневно бегающему в магазин за хлебом, по дороге домой замечать каждый раз что-то новое, необычное.

Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда. Или придумают новый кухонный аппарат.

Существенно тормозить процесс погружения ребенка в мир домашних обязанностей может система двойных стандартов, нередко существующая в семьях.

Мы с мужем никак не можем решить, что делать вот в такой ситуации. Допустим, ребенок сделал что-то неправильно, например, кинул грязные носки посреди комнаты. На замечание спокойно отвечает "Папа тоже так делает". Что в таких случаях говорить ребенку? Сказать, что папа неправ? Но это же подрывает родительский авторитет. Не совершать провоцирующих поступков? Но все же мы люди, без этого не получится.

Что можно ответить на такой родительский вопрос? Ведь совершенно верно и то, что ребенок будет подражать папе, и то, что все мы люди и имеем право на ошибку. Поэтому, если папе не удается себя организовать (научиться складывать носки на место), то почему бы именно в этот момент ребенку не узнать, что папа обычный человек, не очень организованный при том. Ничего страшного с авторитетом папы не произойдет (если папа в принципе на высоте), если он в ответ на реплику ребенка скажет: "Да, ты знаешь, я так иногда делаю, но думаю, что мама права и нам с тобой лучше послушать ее и собрать свои носки. Дома тогда будет гораздо чище. Мы, сильные мужчины, поможем нашей любимой маме поддерживать порядок в доме".

Однако, если дома существуют одни правила для ребенка, другие для мамы, а для папы нет вообще правил, потому что он устал, вряд ли ребенок будет с готовностью выполнять поручаемые ему задания. Таким образом, сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием, вполне возможно. Важно определиться с тем, чего именно вы хотите от ребенка. Для этого нужно выстроить работающую систему, продумав цели, сделав интересным процесс работы, не забывая о личном примере, и, конечно же, набраться терпения, чтобы отладить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Ребенок, сможет убрать свою комнату? Когда приходит время, чтобы учить его для порядка, и заботиться о своих вещах? И вообще какие постоянные обязанности ребенка в семье? Прочтите!

Для начала давайте рассмотрим какие бывают родители:

  • которые не заставляют ничего делать своих детей и убирают за ними все сами, так как это намного быстрее и нет никаких истерик. Это можно назвать , что не есть хорошо
  • которые думают, что детство - это наслаждение, и у детей еще будет время наработаться на своем жизненном пути, поэтому нужно выручать как можно дольше.
  • которые требуют от детей абсолютного порядка в комнате, и постоянно помогать в домашних делах.

Каждый тип родителей прав по-своему. Но имейте ввиду, что у всех детей, должны быть свои обязанности, главное, чтобы они были подобраны по возрасту и способностям.

Обязанности ребенка в семье

В 3 года

Трехлетний малыш может (и обязан!) убирать свои игрушки после того как поиграл. То есть складывать все на место где взял. Помните, однако, что от него в таком возрасте нельзя требовать, сложить игрушки ежеминутно, после каждой оконченной игры.

Малыш может также оказывать помощь в различных бытовых вопросах: распаковать покупки, выполнять команды типа „подай-принеси», подавать солонку, пульт и т.д., положить одежду в корзину для грязного белья, помогать в кормлении домашних животных.

В 4 года

Ребенок в 4 года кроме своих обязанностей, которые у него есть, может помогать раскладывать продукты питания в холодильник, а также столовые приборы по своим местам (отделениям по тумбочке). Помните, что такие обязанности ребенка в семье, назначать ему надо постепенно, и положительно его поощрять.

В 5 лет

Пятилетний ребенок, может спокойно убирать стол, после семейной трапезы. Стоит сделать из этого ритуал, например, ребенок может убирать с кухонного стола всегда после вечернего приема пищи (но с начало стоит это делать совместно с ребенком, и говорить ему что и где нужно оставлять).

Необходимо также научить ребенка, что одежду следует складывать в шкаф (складывать, то есть принести и положить на нужную полку, а не бросить как получится).

В 6 лет

Шестилетний ребенок, может уже поливать цветы и готовить простые блюда. Если готовить еду вместе с ребенком, то он будет получать большое удовольствие, так как он чувствует себя полезным, важным, потому что мама верит в его силы, а самостоятельно приготовленные бутерброды на вкус совершенно иначе, чем те, которые когда-то готовила мама.

Обязанности ребенка в семье и требования

Это деление конечно очень условное, потому что некоторые дети справляются с выполнением обязанностей лучше, а другие хуже. Главное, чтобы последующие обязанности назначать постепенно и приспосабливаться к его актуальным способностям. Установленная слишком высокая планка, отпугивает.

Уход за братьями и сестрами - это не обязанность малыша!

На ребенка, безусловно, не должен ложится уход за младшими братьями и сестрами.

Присмотреть 5 мин, время от времени? Ок. Поиграть какое-то время? Но не более того.

Дошкольник, не может заниматься „серьезно» младшими братьями и сестрами, быть в роли родителя, потому что он еще не готов к этому. Это слишком большая ответственность.

Теперь вы знаете какие обязанности ребенка в семье могут быть. Воспитывайте своих детей с детства, что бы во взрослой жизни они не знали проблем.

Анастасия: Расскажите, пожалуйста, какие у вашего ребенка

есть постоянные обязанности по дому и с какого возраста?

Мэри Поппинс : Никаких постоянных обязанностей нет.

Посильная помощь по дому по маминой-папиной просьбе.

В обязанность не вменяется. Выполняется не постоянно.

SeVeRina10 : Дети часто подражают взрослым, видя, что папа и мама наводят порядок, убирают за собой вещи, они и сами, как мне кажется, не станут оставлять посуду на столе, раскидывать свои вещи и т.д. просто потому, что они видят модель поведения родителей и следуют ей. У ребенка должны быть обязанности. Меня удивляют некоторые высказывания о том, что проще сделать самой, чем тратить нервы, боязнь вызвать неприязнь к уборке, часто дети в таких семьях вообще не знают что такое уборка, не могут сами себя обслужить, дети растут ленивые, особенно это касается мальчиков. Детей нужно обязательно приучать к домашнему труду, самообслуживанию и уважению чужого труда.

ValenTina : У нас пока еще не дошкольник, но обязанности уже некие есть.

1. Убирать игрушки (где-то с 1,5-1,8 лет)

2. складывать свою одежду (примерно с 2 лет)

И есть обязанности которые он с большим удовольствием выполняет по собственной инициативе: помогает в разных взрослых делах (когда что-то ремонтируем; после стирки помогает подает белье чтобы я его развесила; когда приходят гости помогает накрывать на стол, а потом помогает убрать грязную посуду на мойку; подает что-либо (излюбленное это принести чистые штанишки когда нужно поменять Маше и потом грязные относит стирать). И всегда помогает нести сумки из магазина.

Многое из этого начал выполнять лет с трех. Выполняет постоянно.

Таисия : Именно обязанности, да еще и постоянные у нас стали появляться только сейчас, с 4-4,5 лет, двигаясь к 5 годам. До 4 лет единственная обязательная процедура была совместная элементарная уборка игрушек и других детских вещей. Сейчас постепенно расширяем круг, вовлекая в разные дела по дому. Например, убрать за собой со стола посуду - старший брат убирает тарелки, а Тим собирает ложки и вместе несут в посудомойку. Элементарная помощь при уборке - перед мытьем полов передвигаем мебель, Тимур переставляет свои игрушки. Из магазина каждый раз что-то несет (не тяжелое, конечно) в рюкзачке. Т.е. нет пока больших конкретных обязанностей, но есть постоянное участие в какой-то работе.

За ребенком-школьником уже закреплен четкий круг обязанностей: вынос мусора, поход в магазин, уборка в комнате, уход за аквариумом. Недавно начал проявлять инициативу на кухне - теперь за ним еще субботний завтрак.

Ивановна : у дочки появилась своя отдельная комната когда ей было 8 лет, все что было связано с уборкой, мытьем полов, мытье окон, в ее комнате, все стало плавно ее обязанностью, aga-aga уборка на кухне каждый обязательно убирал за собой, ничего грязного не оставлять, если общая трапеза, это обычно ужин, кто то со стола убирает, кто то посуду моет, но как то время не совпадало часто совместного ужина aga-aga как то не помню чтоб было именно обязанностью помощь по дому, это было само собой разумеещееся, если любишь порядок, то хочется чтоб он был везде, и делаешь это не что бы помогать, а просто хочется чтоб было чисто и порядок.

ТЕМА : Чего-то меня напрягает в самой формулировке "обязанности", а что - сама не пойму. Точно скажу: строго закрепленной "общественной деятельности" у нас нет. Как-то у нас в семье отношения во многом на равных, с учетом, конечно, физических возможностей и авторитета родителей. То есть все по мере сил за собой убирают вещи, игрушки, посуду, постель. Но это не то, чтобы обязаны, а - само собой: это ж мои вещи, мне и убирать. Если почему-то кто-то не может, просит другого. Обычно - без проблем. А что касается мытья пола, посуды и т. п. - делает тот, кто: менее загружен; меньше устал; давненько ничего не делал, причем сам обычно это знает. В общем, живем вместе, мусорим вместе, значит, и убираться может любой, а не в виде одолжения \ принуждения \ наказания.

Шумилка : Мои (7 лет и 4 года) делают много чего: прибираются, пылесосят, загружают и разгружают посудомойку, стирают свои вещи и развешивают, нянчат сестренку, делают покупки, пока я стою на улице с коляской. Много чего готовят (горячие бутерброды, овощные и фруктовые салаты, пирожки из слоеного теста). Я их активно прошлым летом приучала, т.к. роды приближались и няня уволилась. В принципе, каждый из детей тратит на хоз-во не более 40 минут в день. Ненапряжно это.

Paulinka : Обязанности дочери:

2) вешать одежду на крючок, ставить обувь на полку

3) складывать одежду аккуратно в комод

4) убирать за собой игрушки после игры

5) умываться и чистить зубы после пробуждения и перед сном

6) приносить младшему горшок по первому его требованию (он у ней с этим вопросом обращается) aga-aga

7) рассказывать мне о том, чем занимается младший, если я с ними ни в одной комнате.

мамашк@-ромашк@ : Наверное я какая-то "направильная мама", а скорее у нас "неправильный папа". Сейчас (почти в 6 лет) сын моет посуду, подметает и моет пол, конечно не всегда, но периодически. Приучает к этому в основном папа. Сынуля убирает свою постель (даже без вопросов на протяжении года), накрывает на стол, убирает со стола, ходит в магазин (у нас в доме) всегда с большим удовольствием. Таким образом и папу в детстве приучали к труду. Зато сейчас я не нарадуюсь. А вот меня не сильно приучали, точнее, всегда говорили не так моешь, не так вытираешь, не так гладишь... После чего желание что-либо делать по дому пропадало окончательно. Думаю, что инициативу ребенка надо поддерживать, хвалить (если что-то не так можно и переделать), зато у малыша не пропадет желание помогать родителям, он осознает, что сам что-то может и очень гордится этим. Ведь все дети хотят скорее стать большими, и, делая взрослую работу, они сами становятся чуть-чуть взрослее в своих глазах. Самое интересное, что у сына достаточно времени и поиграть, и погулять, и почитать, и мультики посмотреть. Он не лишен каких-либо детских радостей! Может не в тему, но мне кажется, что это способствует и развитию ребенка. Иногда смотришь, детям лет в 8-9 за каждым разом говорят "ты еще маленький", а потом удивляются откуда такой инфантилизм и мучаются вопросом как приучить ребенка к самостоятельности?

Подборку сделала Topolek