Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Селюкова Е. А. Поликультурное воспитание как проблема современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2336–2340..htm.

Аннотация. В статье автор рассматривает особенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликультурном образовательном пространстве.

Текст статьи

Селюкова Екатерина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь[email protected]

Поликультурное воспитание какпроблема современного образования

Аннотация.Встатье автор рассматриваетособенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликультурном образовательном пространстве.Ключевые слова: межэтническая культура, поликультурное воспитание, ценности, культурная среда, образование.

Ссылки на источники1.Аракелян О. В. Поликультурное образование как фактор гражданского равновесия // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2002. № 6 С.103108.2.Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М., 2000.3.Бондарева Н. А. Технология этнокультурного воспитания // Школа. 2001 №5.С. 38 41.4.Ганеева Е.И. Влияние миграционных процессов на социальнодемографическую ситуацию в Ставропольском крае / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2001.5.Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения: Учеб. пос. для студ. вузов. –М., 1999.6.Краевая научноисследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде:Информационный бюллетень; Сборник материалов. / Под. ред. В. Н. Гурова, Л. Е. Шабалдаса, В. Ф. Вишняковой и др. Ставрополь, 20022005.Вып. 117.7.Крысько В. Г Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. –М., 2002. 8.Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социальнопсихологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 3154.

Одной из приоритетных проблем образования, стоящих перед мировой цивилизацией, является поликультурное образование. Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в условиях глобализации современного мира обрело особую актуальность: с одной стороны, необходимо сохранить своеобразие этнокультур, а с другой, предусмотреть их взаимовлияние на процессы глобализации, интеграции и интернационализации. Особую значимость образования в поликультурном обществе отмечает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин .

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих начал современных цивилизаций. Решение этой проблемы актуально в процессе модернизации российского образования, духовно-нравственного развития и воспитания гражданин, при подготовке подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в обновленном мире. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания.

Для трансформирующейся современной России культуротворческая как аксиологическая функция образования играет ведущую роль. Наша страна была и остается многонациональным государством, поликультурное пространство образования которой является объективной реальностью . Синтез ценностей разных народов, этносов, культур, цивилизаций, религий в настоящее время осуществляется в основном с помощью современных средств массовых коммуникаций, массовой культуры, продуктов массового производства и масс-медиа.

Вследствие этого, культурное самоопределение индивида в таком обществе представляет собой процесс создания и реализации системы собственных представлений о культурном пространстве, о своем месте в нем. Решение проблемы поликультурного образования требует актуализации, основной целью является сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в обществе.

За рубежом поликультурный подход в образовании предполагает культурное воспитание всех, включая представителей большинства, в духе взаимности, принятия и признания культурных различий. Такой подход «выходит за рамки единого решения школьных проблем, поскольку оно представляет собой педагогику человеческих отношений, нацеленную на развитие личности, когда каждый принимается таким, каков он есть, всеми остальными членами общества» .

Достижению обозначенной цели и решению задач поликультурного образования будет способствовать разработка и реализация соответствующей концепции. В качестве такого концептуального подхода в настоящее время выступает концепция глобального образования, которую можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося и взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов .

В основе данной концепции лежит философия глобальных проблем, задача которой состоит, прежде всего, в том, чтобы выработать средство для преодоления существующих конфликтов и противостояния всем формам экстремизма. Не менее важной задачей является выявление во всех имеющихся социальных, политических, национальных и религиозных доктринах общего и взаимосогласующегося ядра, что позволило бы определить универсально приемлемые и взаимосвязанные цели, ценности, моральные принципы для всего мирового сообщества. Концепция поликультурного образования и является одной из основных частей глобального образования.

Актуальность и перспективы поликультурного образования раскрывают необходимость целенаправленного введения в образовательный процесс соответствующих дисциплин и разрешения на их содержании одной из глобальных проблем современного обновленного общества. Подготовку обучающихся к пониманию других культур, к признанию окружающего разнообразия обеспечивает система поликультурного образования, включающая обновленные цели, задачи, содержание, управление, организацию, систематизацию и отслеживание результатов. Поликультурное образование, как система, представляет собой общее направление по достижению желаемого результата посредством межпредметной интеграции предметов, гуманитаризации образования . В рамках гуманитарных дисциплин преподаватели обращаются к морально-нравственному и гражданскому аспекту, воспитанию «гражданина мира», толерантного и гуманного человека широких взглядов.

Одним из элементов такой системы образования в Кузбасской государственной педагогической академии является содержание дисциплины «Поликультурное образование», которое реализуется Л.Ф.Михальцовой, кандидатом педагогических наук., доцентом кафедры педагогики, заведующей Российско-американской научно- исследовательской лабораторией «Цивилизация. Культура, образование» для нас – студентов, отвечает современным требованиям и разработано с учетом спроса рынка образовательных услуг на основе Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, квалификация (степень) «бакалавр».

Обозначенное направление подготовки имеет выраженные профессиональные, гуманистические и аксиологические аспекты и заключается в подготовке бакалавров для дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования и культурно-просветительских организаций, деятельность которых не противоречит закону. Цель дисциплины: формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных компетенций и толерантного сознания в процессе освоения теоретических основ поликультурного образования, изучение проблем образования и воспитания детей в полиэтническом обществе на основе концепции поликультурного образования .

Задачи дисциплины:

– расширять знания студентов об этнической и культурной грамотности;

– формировать у студентов этнокультурную компетентность, осмысление сущности поликультурного образования и его ценностных характеристик;

– содействовать осознанию взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, их социальной значимости как основы педагогической и культурной деятельности;

– способствовать профессиональному становлению педагога и формированию профессиональной компетентности;

– способствовать осмыслению студентами сложности развития интегративных процессов поликультурного образования;

– формировать положительное отношение к поликультурному образованию.

Дисциплина «Поликультурное образование» является составной частью обучающего модуля 1 «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», направленного на формирование предметной компетентности будущих бакалавров. «Поликультурное образование» включает следующее содержание: Поликультурное образование как область педагогической науки. Поликультурное образование как культурное многообразие человечества в условиях глобализации образования. Поликультурное образование: отечественные и зарубежные концепции и программы. Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Человек и культура, взаимообусловленность понятий поликультурного образования. Субкультура как средство самовыражения личности. Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной российской школе. Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования. Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества.

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа, лекций – 18 часов, семинарских занятий – 18 часов, самостоятельная работа – 33 часа, формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Реализуется содержание курса «Поликультурное образование» на лекционно-семинарских занятиях при интеграции теоретических и практических навыков студентов. Интерактивные формы проведения лекций: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, бинарная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция-презентация, лекция-рассуждение, лекция-дискуссия, лекция-телемост, лекция-конференция.

Реализация в педагогическом вузе содержания дисциплины «Поликультурное образование» позволяет готовить компетентных бакалавров, которые будут успешно решать в теории и на практике проблему обучения детей разных национальностей.

Таким образом, изучение современной проблемы поликультурного образования будет способствовать осознанию уникальности чужой истории и культуры, формированию устойчивого интереса к национальным культурам, раскроет перед обучающимися возможность ценностного восприятия происходящего, нахождения новых вариантов решения современных проблем, что, безусловно, обогатит их духовно и нравственно. Поликультурное образование позволит не только воспитать высоконравственного и толерантного человека, вызвать интерес к национальной культуре других народов, но и подготовить его к решению общечеловеческих задач в поликультурном мире.

Список литературы

1. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2011. – 360 с.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2000. –№ 11.

3. Образование в поликультурном обществе. В.В.Путин, 12.07.2009г. [Электронный ресурс]. http://diplomforum.ru/f87/t27441.html (дата обращения 11.11.2013).

4. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бенкса) // Педагогика. 1993. № 1. С. 104-109.

5. Сластенин В.А. Аксиологические основы педагогики. // Педагогика. – 2004. – № 3. –С.161- 171.

Разделы: Общепедагогические технологии

Сегодня воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе. Но один из самых актуальных вопросов остается вопрос поликультурного воспитания подрастающего поколения.

Актуальность воспитания поликультурности объясняется, в первую очередь, тем, что социальная реальность нашей жизнедеятельности не может существовать в качестве монокультурной. Показатель прогрессивной общественной жизни – это разнообразие культур. Однако столкновение в процессе глобализации различных социальных явлений, ценностных приоритетов, образов жизни, культур, с одной стороны, создает условия для их взаимодействия и развития, но с другой стороны – может стать источником негативного конфликта между различными народами. Это связано с тем, что человеку легче общаться с людьми, которые разделяют его точку зрения, имеют схожие ценности и убеждения, культуру поведения. Но все же ему не всегда уютно среди тех, кто имеет другую культуру, иные взгляды и позиции. Степень данной некомфортности зависит от ситуации, в которой происходит “встреча” различных культур, от личных качеств человека, его изначальной оценки окружающей среды. Если культуры, ценности, идеалы людей не совпадают, это может выразиться в интолерантности, враждебности по отношению к другому, что является серьезным шагом к конфликту. Позитивное решение ситуации возможно, если культурные отличия рассматриваются в качестве одной из альтернатив человеческого бытия. Таким образом, одной из актуальных проблем современного общества является воспитание поликультурной личности, способной адекватно воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.

Поликультурное воспитание призвано подавлять межнациональные и межрасовые конфликты, распространение фашистских идей.

Необходимо отметить, что поликультурность, как качество личности, развивается с детских лет и на протяжении всей жизни под влиянием различных социальных институтов, общественных организаций, образовательных учреждений.

Поликультурное воспитание – это направление педагогической науки и практики, нацеленное на воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия “толерантности”, “гуманизма”, “интернационализма”, развито чувство уважения к народам, нациям, расам и этносам.

Являясь учителем иностранных языков, мне как ни кому другому интересна тема поликультурного воспитания. У меня есть хорошая возможность реализовать его на своих уроках.

Иностранный язык является одним из главных средств воспитания поликультурности. Школьник, изучая иностранный язык, вместе с языком приобретает опыт общения с окружающим миром, с другими людьми, происходит процесс социализации его личности. Это становится возможным благодаря природной открытости и восприимчивости ребенка ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его развитие. Если учесть, что приобретение опыта чаще всего происходит в монолигвальной (одноязычной) и монокультурной среде, в среде, в которой взаимодействуют субъекты – носители одной культуры, то ребенок усваивает “правила игры”, принятые только в определенном лингвосоциуме – сообществе носителей одного языка и одной культуры. Однако, как известно, современный мир ребенка многолик и многокрасочен с точки зрение как языков, так и культур. И поэтому незнание языков и особенностей чужих культур может привести к проблемам в общении с их носителями. Чтобы избежать этого и дать возможность детям адаптироваться к поликультурным условиям проживания в современном мире, детей следует приобщать к иностранным языкам и через язык – к миру иных культур. Общество и школа, включая программу обучения иностранным языкам, способствуют решению проблемы межэтнической интеграции народов. Именно это обстоятельство диктует необходимость рассматривать изучение иностранных языков в контексте общелингвокультурного пространства страны.

Цель моей работы – адаптация к культурным традициям, сохранение этнической культуры и традиций, создание условий для взаимопроникновения, объединение людей разных национальностей во имя мира на земле.

Воспитательные задачи на уроках иностранного языка:

Воспитание толерантности, терпимости к культурным различиям, признание возможности отклонений от общепризнанных стандартов;

Понимание и принятие другой культуры, изучение и оказание поддержки этнических различий, с которыми дети приходят в школу;

Уважение культурных различий меду представителями разных национальностей.

Сейчас в качестве основной цели в области изучения иностранного языка выдвигается многоязычие, владение иностранным языком каждым жителем. Иностранные языки определяют в настоящее время языковую политику страны. Наша страна имеет свою социально-экономическую специфику, свои приоритетные международные связи, свои образовательные возможности, свои потребности в кадрах, для которых тот или иной иностранный язык может быть приоритетным.

В нашем случае формирование поликультурной личности непосредственно на уроках иностранного языка ведется через решение определенных задач. Здесь ученик – творец, главное действующее лицо. Формирование поликультурной личности на уроках иностранного языка способствует использованию интерактивных методов обучения, развивающие умение и навыки говорения. Ведущее место на данных уроках занимает творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии, групповая и индивидуальная работа, ролевые игры.

Полиязычие способствует формированию открытого человека, открытого миру, людям, добру и готового к деятельности на благо других людей. Учителя должны иметь знания о воспитании подрастающего поколения, о педагогике быта, семьи, рода, племени, народности и нации. Только тогда они смогут воспитать настоящую личность, которая обладала бы развитой культурой толерантности.

Поликультурное воспитание направлено прежде всего на сохранение и развитие всего многообразия культурных реалий, существующих в обществе, на передачу этого наследия молодому поколению. Поликультурность основывается на том, что человек – пересечение многих культур, а, значит, он может быть моно- или мультиидентичен.

В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним. Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством взаимопонимания меду народами.

И именно учитель иностранного языка способен здесь внести свой вклад в формирование у детей толерантности, так как ребенок сталкивается на уроках иностранного языка с новой для него культурой, чуждыми ему идеями. Иностранный язык – инструмент, который должен обеспечивать беспрепятственную коммуникацию, обмен идеями.

Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы*

В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова

Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного сообщества. Огромный, казавшийся ранее необъятным мир, в котором около двух тысяч народов и более двухсот стран, превращается, по терминологии ЮНЕСКО, в "глобальную деревню". Сверхскоростные воздушные лайнеры сократили до минимума расстояния между странами и континентами, мощные электронно-информационные средства позволяют общаться с любой точкой планеты и несут сведения о происходящем в мире, транснациональные корпорации расширяют производство и рынки товаров до глобальных размеров, стимулируя миграцию рабочей силы.

Глобализация мира - явление неоднозначное. С одной стороны, она объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинционализма, узкого национализма, с другой - несет угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификации жизни по чуждым им стандартам. что вызывает их сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность своей собственной культуры. Зачастую это приводит к конфликтам и войнам.

Глобализация с ее противоречивыми явлениями. имеющими тенденцию к усилению. выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания детей.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе. В условиях социально-экономических и политических реформ 90-х гг. складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, развитие наряду с национально-русским русско-национального двуязычия. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Происходящие в образовательной сфере процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции.

Вместе с тем принцип открытости общества, непродуманная политика средств массовой информации усиливают воздействие на молодежь западной (в первую очередь американской) низкопробной поп-культуры. Неподготовленность детей и молодежи к ее критическому восприятию и осмыслению затрудняет процесс их этнической идентификации и культурного самоопределения.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Вот почему проблема поликультурного образования привлекает все большее внимание отечественных педагогов. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионности многих ее аспектов (см.: Поликультурное образование в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск, 1997).

Огромный разброс в толковании учеными понятия "культура" (существует несколько сотен различных определений) вызывает трудности в раскрытии понятия "поликультурное образование". Отечественные культурологи М.С.Каган, Б.С.Ерасов и" другие выделяют три компонента в общем понятии "культура": материальный, художественный, духовный.

Международная конференция "Образование и культура", организованная ЮНЕСКО (1995), считает духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса). Представляется возможным принять эту трактовку в качестве рабочего варианта для раскрытия сущности, целей, функций поликультурного образования в системе общего (школьного) образования.

Выполнение этой задачи неразрывно связано с анализом соответствующих идей, концепций, теорий в классической философии и педагогике. Идеи поликультурности и поликультурного образования не являются продуктом только современной жизни. Они затрагивались и разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом.

Большой интерес, например, представляет программа "Панпедия". разработанная Коменским в XVI в. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода (см.: Каменский Я.А. Избр. пед. соч. Т. 2. С. 383). Существенную часть "Панпедии" составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей (см.: там же. С. 395).

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К.Рериха о "благодетельном синтезе", под которым он понимает "единение культур", создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, Ю.Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф.Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф.Каптерев относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П.Ф.Каптерев призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, "сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному" (Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 421). По Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, "нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим" (там же. С. 56-57).

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М.М.Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти положения впоследствии были использованы С.Б.Библером, В.Оконем и другими при разработке теории и практики диалогового обучения. Механизмом взаимовлияния личностей-культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется учеными как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Слово (мысль, сознание), по Бахтину, обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов. Постижение собственного "я" происходит через общение с другими. Установка на развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяют осознать, что культура имеет многообразные проявления во времени и пространстве и помогает определить место и назначение человека в современном мире.

Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С.Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом психологическом, вначале между людьми - как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка - как категория интрапсихическая. Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей (см.: Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. С. 145).

Положение о ведущей роли социокультурного контекста в развитии человека предполагает учет в становлении личности конкретных реалий, определяет значимость в формировании сознания ученика окружающей среды, отношений с людьми, отношения к тем или иным культурным ценностям.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. Задача подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам (см.: Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж, 1997. С. 52).

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в учебно-воспитательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокулиурных систем.

В конце XX столетия не возникает сомнения в актуальности поликультурного образования, его достойном месте в теории и практике воспитания подрастающих поколений, необходимости активной разработки и уточнении целей, задач, функций, содержания, технологий этого важного компонента общего образования отечественными специалистами.

Каковы же цели, задачи и основные направления реализации поликультурного образования в условиях современной общеобразовательной школы России? В течение многих десятилетий советская школа накопила ценный опыт интернационального воспитания учащихся. Клубы интернациональной дружбы, фестивали, спортивные состязания, путешествия, экскурсии, совместный отдых детей и подростков разных народов, населяющих Советский Союз, формировали добрые, человеческие межнациональные отношения. Однако закрытость советского общества ограничивала интернациональное воспитание молодежи рамками хотя и самой большой в мире, но все же одной страны.

Глубокие изменения в мире и российском обществе требуют новых подходов к этой проблеме, которые может обеспечить поликультурное образование при условии творческого освоения накопленного опыта.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования: " глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

» создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

" воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:

Отражение в учебном материале гуманистических идей;

Характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; " раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;

Приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее - к российской и мировой.

Школа создает условия для введения учащихся в родную культуру, родной язык. Это позволяет им осознать свою уникальность, выработать представление об определенной социальной группе, об общих корнях, об особенностях культуры, языка, быта, верований, норм поведения народа, а также полнее раскрыть свои задатки и дарования как предпосылки для воспроизводства и обогащения родной культуры. Изучение родного языка должно быть направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния этноса, на формирование научного мировоззрения.

Ребенку должна быть предоставлена возможность обучения на родном или родственном ему языке, а также право выбора языка обучения.

Освоение этнокльтурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира, В контексте поликультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях.

Каждая этническая общность имеет право самостоятельно определять содержание и формы включения подрастающего поколения в деятельность по освоению собственного культурного опыта. В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и в конечном счете способствовать расширению социальной мобильности личности.

Включение в учебные планы школ интегрированных курсов культуры, истории, религии, искусства народов определенного региона поможет понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал.

В содержании общего образования могут быть использованы сведения и идеи религиозного характера. Религия может способствовать формированию общечеловеческих моральных понятий и убеждений при условии, что религиозное просвещение построено на основе равной представленности в содержании образования гуманистических ценностей всех мировых вероучений и осуществляется в форме межкультурного диалога.

Другое направление поликультурного образования - приобщение учащихся к языкам и культурам народов, проживающих как в России, так и за рубежом. В многонациональном Российском государстве особую роль в становлении личности и реализации ее творческих возможностей играет русский язык как язык межнационального общения, имеющий богатые культурные традиции и литературное наследие. Владение языком межнационального общения расширяет образовательные, научные и культурные перспективы личности, включает ее в богатый контекст нравственных образов русской литературы, приобщает к культурным, научным и техническим достижениям России и мира. Очевидно, что развитие национально-русского двуязычия в школе - объективная необходимость, так как оно создает благоприятные условия для более полного развития ребенка, формирования сопричастности и ответственности за судьбу российского общества. Обучение русскому языку является важной государственной задачей, решение которой вносит вклад в обеспечение целостности государства, достижение межнационального согласия.

Русско-национальное двуязычие (когда русские изучают язык людей другой национальности, проживающих в России) содействует включению носителей русской культуры в уникальный мир проживающих в России этносов, формированию уважительного отношения к другим народам. Целостность понимания учащимися культурных процессов может быть обеспечена посредством введения в содержание общего образования интегративного курса "Российская литература", в котором представлены лучшие образцы художественных произведений народов России. Курсы по культуре, литературе, искусству отдельных народов страны должны входить в состав предметов по выбору.

Изучение иностранных языков позволяет не только развивать лингвистическую компетенцию, но и знакомить учащихся с культурой страны изучаемого языка. Важно, чтобы предмет наряду с образцами художественной культуры содержал описание ценностей, обычаев, традиций, норм поведения носителей иной культуры.

Сопоставление элементов культуры другой страны со знанием родной культуры дает возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений, обусловленные спецификой экономического, политического и социального развития, принять эти особенности как данность, учитывать их во взаимоотношениях с носителями других культур, испытывать чувство уважения к культурным достижениям другого народа, сопричастность к его проблемам и трудностям, стремление к культурному сотрудничеству с зарубежными странами. Вместе с тем необходимо помочь детям выработать невосприимчивость к худшим образцам зарубежной, в первую очередь поп-культуры, которая насаждает бездуховность. цинизм, жестокость, меркантилизм.

Важно, чтобы школьники узнали, что помимо культуры, имеющей принадлежность к другой стране, существует мировая межнациональная культура, к которой относятся высокая художественная культура. наука (как сумма знаний и мировоззрение), международное право, нормы социального поведения, семейно-брачные отношения. Мировая культура служит доказательством общих универсальных принципов культурной регуляции и специфического претворения этих принципов в жизнь.

Следует научить школьников понимать то. как глобальные проблемы преломляются на локальном уровне, научить их анализировать эти проблемы в конкретном социокультурном контексте, дать им представление как об общем опыте цивилизационного развития, так и его различиях, обусловленных природно-географическими, экономическими, политическими, социальными факторами, этнокультурными контактами и др.

Учебный курс "Всеобщая история" позволяет избежать замыкания на своей собственной истории (что может привести к неприятию другой культуры), организовать диалог культур различных эпох, связать исторический опыт с деятельностью современного человека культуры, с актуальными проблемами современности, определить свое место в современном мире, ощутить восхищение, сострадание, симпатию к героическим событиям, творцам истории.

Изучение курса "Права человека" дает учащимся возможность осознать понятие свободы как ценности и как условия самореализации личности, воспитывает чувство личного достоинства, уважение прав и достоинства людей независимо от национальности, расы. вероисповедания. Курс способствует формированию учений неконфликтного межнационального общения.

Образовательная область "Искусство" обеспечивает получение учащимися представлений о многообразных связях человека и общества с миром искусства, постижение внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных представительных вариантах - искусство, мораль, наука, содействует пониманию механизмов различных национальных культур, осознанию этнических и национальных ценностей искусства, музыки как части мировой художественной культуры.

Содержание учебных курсов "Трудовое обучение", "Техника", "Технология", обеспечивая ознакомление школьников с современными производственными технологиями, овладение ими трудовыми и профессиональными умениями, позволяет в то же время показать производственные, технологические процессы как составную часть духовно-материальной культуры общества на цивилизационном общероссийском и этническом уровнях. В частности, вполне доступно и осуществимо знакомство учащихся с традиционными видами ремесел. Это может быть связано с пониманием их значимости для развития культуры общества и этноса. В процессе учебного, производственного, общественно полезного труда создаются условия для осознания школьниками категории "труд" как права и обязанности гражданина, воспитания уважительного отношения к труду, к трудовым традициям, развития взаимопонимания, сотрудничества, солидарности. Создаются предпосылки для эффективного общения и продуктивной деятельности в многокультурной среде.

В целом содержание общеобразовательных учебных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами. взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция. культура межнационального общения, конфликт, культура мира. взаимопонимание. согласие, солидарность, сотрудничество. ненасилие, толерантность и др.

Решение задач поликультурного образования требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. Ведущее место в них занимают творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии. симпозиумы, групповая и индивидуальная. самостоятельная работа, разработка проектов, ролевые игры, драматизация, тренинги, в ходе которых ученик приобретает опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде, и которые направлены на формирование культуры общения. В этом случае ученик становится субъектом учебного процесса, который строится при конструировании непосредственного опыта. Это активизирует его познавательную. эмоциональную и волевую сферу. Важно. чтобы заложенные в поликультурном образовании идеи воспринимались учащимися как "живое знание", наполненное значениями, близкими и понятными им. обретающими для них личностный смысл.

Формирование этнического и гражданского самосознания, планетарного сознания, культуры межнационального общения связано с осмыслением личностью своего места в мире. отношения к родной культуре, осознанием себя как субъекта этноса, гражданина Российского государства и мира. Достижение этого возможно лишь тогда, когда учащийся активно включается в познавательную деятельность, вводится в ситуацию диалога с культурой, с самим собой, со сверстниками, с учителями. Важно, чтобы содержание диалога ставило его в ситуацию выбора и включало жизненно важные вопросы, в ходе которых он изучает себя и других, определяет свои предпочтения, симпатии и антипатии. самостоятельно строит заключения. приходит к определенным выводам и обобщениям.

Диалогическое познание действительности начинается с признания того. что мир полифоничен и многогранен, что существует множество истин, среди которых следует найти те, которые помогают понять себя, осознать необходимость согласовывать свои интересы и ценности с потребностями и установками других людей на основе принципов демократии, справедливости. терпимости к различиям между людьми в обычаях, вероисповеданиях.

Учебный диалог помогает понять, что человеческая цивилизация представляет сложную систему, функционирующую на основе взаимосвязи различных культур, и эта взаимосвязь обеспечивает общий язык для всех людей. В диалоге носитель определенной культуры контактирует с другими культурами и личностями, вбирает или отвергает черты этих культур и людей на основе собственного жизненного опыта, анализа социокультурной ситуации, учебного материала.

В педагогическом процессе важно создать такие условия, в которых ученик начинает соотносить себя не только со своей этнической общностью, но и с другими культурными группами, испытывать соучастие, симпатию, стремление найти способы взаимодействия, желание сотрудничать с людьми, несмотря на имеющиеся различия. Диалог носителей различных культур в многокультурном образовательном пространстве позволяет осознать необходимость руководствоваться в своей деятельности гуманными мотивами.

Диалоговый подход целесообразно использовать также в организации досуговой деятельности. Основные формы этой деятельности: клубы интернациональной дружбы, фестивали культуры; дни дружбы. экспедиции, экскурсии и походы по местам, связанным с культурными достопримечательностями и историческими памятниками; выпуск газет, теле- и радиопередач. отражающих культурное многообразие России, мира; вечера, посвященные выдающимся представителям литературы, искусства, науки; театральные постановки пьес, сказок, былин; конкурсы на лучшего знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных ремесел.

Ирина Лесик
Средства поликультурного образования

Актуальность поликультурного образования .

Межэтнические и межнациональные конфликты только в одном, отдельно взятом XX веке принесли человечеству немало бед. Да и в нашем столетии, в век тотальной толерантности, полнейшей информационной свободы и доступности образования парадоксально возникает нетерпимость к другим культурам и традициям. Особенно это касается мегаполисов , где проблема взаимоотношения коренного населения и иммигрантов становится все острее. Именно поэтому во всем мире сегодня в той или иной форме существует поликультурное образование .

Поликультурное образование в России – это образовательная система , которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее - к российской и мировой.

Международное сообщество выработало основной его принцип поликультурного образования : человек должен знать свои корни и одновременно с уважением относиться к другим культурам.

Какими способами достигается эта цель, и какие средства поликультурного образования существуют в современном отечественном образовании ?

Наиболее эффективные средства поликультурного образования :

Общение между представителями разных народов.

Литература и устное народное творчество.

Изучение национальной музыки.

Предметы декоративно-прикладного искусства.

Народные игры.

Народные игрушки.

Общение между представителями разных народов – одна из наиболее эффективных форм воспитания толерантности и формирования межнациональной дружбы.

Преимущество образовательных организаций в том , что они по своему составу чаще всего многонациональны, поэтому в молодежном (детском) коллективе надо формировать уважение к национальной культуре, языку, а также к инокультуре и в целом к человеку. Этому во многом благоприятствует возраст молодых людей - период проявления интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой активности, а также морально-психологический и нравственный климат организации.

Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании педагогом особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать :

Индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

Национальный состав коллектива учащихся;

Проблемы в отношениях между детьми, их причины;

Культурные особенности окружающей среды , этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях .

Литература и устное народное творчество – дают исчерпывающую информацию о менталитете и традициях различных культур.

Функции и воспитательный потенциал произведений устного народного творчества :

Фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Народное творчество знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа» ;

С помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов . Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, ребенок понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки;

С помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Произведения устного народного творчества – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

Фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Изучение национальной музыки.

О важности знакомства детей с музыкой разных народов Д. Б. Кабалевский писал так : «Русские ребята не могут полноценно учиться, расти и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, в среде которого они живут , с которым постоянно общаются, чью разговорную и музыкальную речь постоянно слышат вокруг себя».

На протяжении многих столетий музыка трансформировалась и изменялась, подчиняясь эволюции человечества, но общее начало, исток музыки – жизнь, древние основы (архетипы, отраженные в звуках эмоции и чувства, сделали её доступной для понимания каждого человека, независимо от его национальности. Вспомним слова П. И. Чайковского о том, что музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит своё на общую пользу. Исторически сложившиеся особенности музыки разных народов не разрушают единого музыкального пространства, а, наоборот, обогащают всеобщий музыкальный язык и музыкальную культуру разных народов мира.

Музыка является одним из богатейших и действующих средств обучения , владеет большой силой эмоционального воздействия, развивает ощущения ребенка, формирует его вкусы.

Формы и методы знакомства детей с музыкой разных национальностей :

Прослушивание песен и произведений.

Презентация «Композиторы» .

Разучивание национальных песен.

Презентация, видеоролики «Танцы народов разных национальностей» .

Разучивание народных плясок, танцев, хороводов.

Знакомство с национальными музыкальными инструментами.

Предметы декоративно-прикладного искусства многое расскажут о традициях и истории народа.

Декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности : гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность : нравы, обычаи, образ мышления , эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история.

В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отработано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким – дошкольникам.

Посещение национальных музеев.

«Музей, как и книга - это духовное завещание одного поколения другому …» - сказал А. И. Герцен.

Музейная педагогика помогает ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней и извлечь ценный жизненный опыт.

Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны национальной действительности. Музейная педагогика помогает педагогу решать задачи образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса , способствует взаимодействию образовательных организаций с семьей и социумом.

Народные игры - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В этих играх ярко отражается образ жизни людей , их быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне непосредственно выражает свои мысли и чувства - симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей. Представления детей о родине особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и обогащаются, творчески обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений.

Народная игрушка способствует расширению мира детства, мира игры, она выводит ребенка в мир взрослой культуры, а также – в мир искусства.

Основы поликультурного образования должны закладываться в самом раннем возрасте. Оно предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку в коллективе. Дети должны не только осознавать, что в их классе или группе учатся дети других национальностей, и каких именно, но должны быть информированы об особенностях их культуры, уметь взаимодействовать с представителями других этносов, способствовать взаимному культурному обогащению.